Ядерная медицина — одно из наиболее динамично развивающихся направлений науки

Радиоактивность, которая лечит

Владимир Тесленко, кандидат химических наук

Фото: Алексей Сухоруков / РИА Новости

Ядерная медицина в России — это одно из наиболее динамично развивающихся направлений научной и практической деятельности. Анализ грантов на научные исследования и разработки (2016–2023 годы) только подтверждает эту мысль. Информация отбиралась из открытой базы ЕГИСУ НИОКТР по ключевому слову «радиофармпрепарат». Всего в базе около 800 документов, но многие представляют собой промежуточные отчеты, а также диссертации, патенты на изобретения и т. п. «Ъ-Наука» отобрала для анализа 140 грантов на общую сумму 7,3 млрд руб.

Номенклатура радионуклидов, применяемых в НИР и ОКР, включает более 30 изотопов, в том числе помимо широко известных еще Sc-43, Sc-44, Fe-59, Cu-60, Cu-61, Cu-62, Cu-64, Cu-67, Ga-66, Y-86, Zr-89, I-124, Tb-152, Dy-165, Ho-166, Er-169, Yb-175, Ra-224, Bi-213, Th-226.

Три рисунка о радиофармпрепаратах

Общее представление о развитии ядерной медицины в России можно получить из нижеследующих трех рисунков.

На рисунке 1 представлена динамика финансирования. Из рисунка видно, что за семь лет оно выросло более чем на порядок. Некоторый провал в 2020–2021 годах объясняется отвлечением ресурсов на борьбу с ковидом, к чему были привлечены многие «изотопные» организации, в частности ФМБА России и научные структуры госкорпорации «Росатом». Кстати, эти две организации проводили исследования РФП не только за счет грантов, но и по собственным научно-техническим программам, так что реальные траты на НИОКР выше, чем представлены на рисунке.

Рейтинг донаторов грантов по РФП представлен на рисунке 2. С большим отрывом лидирует Минобрнауки, на втором месте Минздрав. На эти два министерства пришлось 76% грантов на НИОКР в РФП. Третью позицию заняли Центр стратегического планирования ФМБА и сам головной офис ФМБА, в сумме 582 млн руб., или 8% от общего финансирования грантов. Топ-10 получателей грантов представлены на рисунке 3. В тройку лидеров-грантополучателей входят НМИЦ им. В. А. Алмазова (частично в кооперации с Институтом экспериментальной медицины), РНЦРХТ им. А. М. Гранова и ИФХЭ им. А. Н. Фрумкина.

Суммы денежных средств не следует воспринимать как абсолютные, поскольку многие работы проводилось вне грантовых процедур, а также внутри госкорпорации «Росатом» и ее структур. Так, судя по открытым закупкам, в 2020 году для Радиевого института им. В. Г. Хлопина за 5 млн руб. искался исполнитель НИОКР «Разработка и изготовление узла выделения тория-227 из актиния-227»; а в 2021 году АО «В/О „Изотоп“» приглашал выполнить НИОКР по теме «Разработка методики выделения и очистки Th-227…» на 30 млн руб.

НМИЦ им. В. А. Алмазова

В 2020 и 2022 годах центр Алмазова получил два супергранта от Минобрнауки РФ на 853 млн и 1036 млн руб. для развития концепции «Центр персонализированной медицины». Цель — создать биомедицинскую экосистему, осуществляющую разработку и внедрение в практику здравоохранения технологий диагностики и лечения заболеваний на основе персонализированной медицины, включая оценку генетических рисков, методы фармакогенетики и фармакогеномики, биомоделирование заболеваний, модификации генома и создание препаратов для генной терапии и биомедицинских клеточных продуктов с применением технологий геномного редактирования — для повышения качества лечения и снижения смертности при ряде сердечно-сосудистых инфекционных заболеваний, сопутствующих метаболических нарушений, онкогематологических заболеваний и некоторых видах опухолей, а также при заболеваниях генетической природы, включая редкие и малоизученные.

Задачи программы

1. Разработать алгоритмы оценки генетических рисков для сердечно-сосудистых и метаболических заболеваний полигенной природы в российской популяции и определить новые предикторы острых осложнений на основе омиксных технологий и методы персонифицированной профилактики. Разработать программы подготовки специалистов в области персонализированной медицины, фармакогенетики и фармакогеномики и обработки омиксных данных.

2. Разработать совокупность технологий и создать научную и образовательную инфраструктуру для персонализированной диагностики и лечения заболеваний генетической природы (в том числе редких, малоизученных и неизвестных), выявить молекулярные механизмы и определить новые мишени для персонализированной терапии таких заболеваний, включая создание инновационных генотерапевтических препаратов.

3. Разработать технологии и создать центры компетенций по персонализированной диагностике и терапии в онкологии, включая онкогематологические заболевания, опухоли головного мозга и желудочно-кишечного тракта, нейроэндокринные опухоли и разработать тераностические подходы в онкологии и совокупность персонализированных препаратов для лечения онкологических заболеваний на основе генетически модифицированных клеток иммунной системы.

Планируемые результаты

1. Впервые будут проведены широкомасштабные полногеномные исследования, определен спектр частот генетических вариантов в российской популяции и построены шкалы генетических рисков для основных заболеваний, вносящих вклад в структуру смертности (артериальная гипертензия, ИБС, сердечная недостаточность, сахарный диабет, фибрилляция предсердий).

2. Будет идентифицировано не менее 20 новых мутаций, ответственных за развитие генетически обусловленных заболеваний и определены молекулярные мишени для их терапии; создано не менее трех модельных линий животных и не менее 30 модельных линий индуцированных плюрипотентных клеток для биомоделирования заболеваний; создано не менее одного генотерапевтического препарата, не имеющего аналогов, для коррекции врожденной генетической патологии.

Цезарь и Антоний Цезарь и Антоний

Великий полководец и политик Гай Юлий Цезарь погрузил Рим в гражданскую войну

Парадоксальная угроза Парадоксальная угроза

Одна из самых интересных битв вокруг ИИ развернется не в области техники

Автор в голове у героя: 5 выдающихся фантастических циклов с повествованием от первого лица Автор в голове у героя: 5 выдающихся фантастических циклов с повествованием от первого лица

Книги, которые создают у читателя эмоциональную связь с героем-рассказчиком

Трехмерные художники Трехмерные художники

Почему не «выстрелили» программы для рисования в трех измерениях?

Выжившие в мерзлоте Выжившие в мерзлоте

Круглые черви провели в криоанабиозе 46 тыс. лет — и снова начали размножаться

Немалые бизнес-стратегии для малых предприятий Немалые бизнес-стратегии для малых предприятий

Выживаем в конкуренции

FP. BusinessReview
Беспилотные машины и умные дороги: какие риски несет в себе транспорт будущего Беспилотные машины и умные дороги: какие риски несет в себе транспорт будущего

Что нужно регламентировать в законах о беспилотных машинах

Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было Сыпь под мышками: почему появляется и как сделать, чтобы ее там не было

Какие причины чаще всего вызывают раздражение на коже подмышек

Атака шаблонов: самые избитые приемы и ходы в фильмах разных жанров Атака шаблонов: самые избитые приемы и ходы в фильмах разных жанров

Эти сцены вы видели в тысячи разных фильмов — и все они одинаковые

Всю жизнь — в тепле Всю жизнь — в тепле

В горячих источниках жизнь коротка, но открывает новые возможности

Ирина Хакамада: Как достигать своих целей Ирина Хакамада: Как достигать своих целей

Отрывок из книги «Чиллософия: опыты выхода из безвыходности»

Миссия перевыполнима Миссия перевыполнима

Коммерческий директор Villagio Estate Алексей Коротких привык целиться масштабно

Men Today
Приемы в общении с лжецами: как узнать правду Приемы в общении с лжецами: как узнать правду

Как распознать лжеца и вывести его на чистую воду, чтобы все же узнать правду?

Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания

Может ли начинающий предприниматель выйти на большую торговую площадку?

Как отличить здоровые границы от эмоциональных стен — проверьте себя Как отличить здоровые границы от эмоциональных стен — проверьте себя

Почему эмоциональные стены, в отличие от границ, нам вредят?

Микробы, боги, первопредки Микробы, боги, первопредки

Наше прошлое действительно может быть связано с суровыми северными богами

Будущее вопросительно Будущее вопросительно

Алексей Андреев стоял у истоков русскоязычного сегмента интернета

Детское воровство: как вести себя родителю — 3 шага Детское воровство: как вести себя родителю — 3 шага

Почему дети начинают воровать и что в таком случае делать?

В стиле рока В стиле рока

Развитие музыки всегда идет рука об руку с модой

Men Today
Фитнес дома и в зале. 5 самых удобных сервисов для тренировок Фитнес дома и в зале. 5 самых удобных сервисов для тренировок

Приложения для спорта, которые помогут поддерживать форму

Артроз Артроз

Артрозом страдают множество людей. Всё чаще коленки «скрипят» и у 20–30-летних

Здоровье
Учите меня жить Учите меня жить

Коуч: что это за специалист и как он на самом деле может помочь?

Есть ли любовь с первого взгляда и как найти своего «принца» Есть ли любовь с первого взгляда и как найти своего «принца»

Возможна ли любовь с первого взгляда и как встретить свою судьбу?

Свидетельства неслучившегося Свидетельства неслучившегося

Песни Пахмутовой и Добронравова задали эмоциональный режим советского человека

Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов Как понять, что мужчина не видит в вас любимую женщину: 5 тревожных сигналов

Как понять, что в ваших отношениях что-то идет не так?

Новый Вавилон Новый Вавилон

В любой непонятной ситуации нужно строить что-нибудь колоссальное

От Граймс до Лили Вачовски: самые влиятельные женщины в ИИ по версии Time От Граймс до Лили Вачовски: самые влиятельные женщины в ИИ по версии Time

Самые интересные героини современности, связанные с ИИ

12 главных проблем, которые создает трезвый образ жизни 12 главных проблем, которые создает трезвый образ жизни

Почему воздержание от алкоголя — плохая идея

Почему мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами в отношениях: 3 причины Почему мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами в отношениях: 3 причины

Почему у некоторых в отношениях постоянно повторяются нездоровые сценарии?

Остановить отток капитала из России: варианты развития событий Остановить отток капитала из России: варианты развития событий