Рассказ Елены Первушиной

Наука и жизньКультура

Стая товарищей

Елена Первушина

Иллюстрация Майи Медведевой

Я написала в Петербург и попросила отпуск за свой счёт. Заведующий отделением был, вероятно, не слишком доволен, но не стал возражать. Родственные связи важнее всего, это общепринято, что значительно упростило дело.

На самом деле я не уверена, что в моём пребывании в Москве есть хоть какой-то смысл. Анжеле не только не предъявили обвинений — у неё даже не взяли подписку о невыезде. Поэтому самым разумным было бы собрать вещи и уехать, благо ни о каком спектакле больше речи не идёт.

Собачки, конечно, милые, и будет жаль, если они пострадают ни за что. Но Анжела решительно собирается играть чеховскую Душечку: «Мы защищаем редких, ценных собак!». Пришлось волей-неволей принимать участие.

Юрий знакомит нас со своим адвокатом. Адвокат тощий и какой-то встрёпанный. Может, конечно, он от природы такой возбуждённый, а может, профессия влияет.

Моё появление адвокат воспринимает с энтузиазмом, но версию о трахеостомии — довольно вяло.

— Ваше выступление произведёт большой эффект в суде! Присяжные и так будут симпатизировать собачкам, а тут ещё вы расскажете, что видите своими глазами, какие они добрые и невинные. Эффект нейрочтения признан официальной наукой, нас не смогут обвинить в шарлатанстве. С другой стороны, чтецы — это редкость, присяжным будет любопытно.

— Не знаю, как это можно доказать... Если при вскрытии инородного тела в гортани не нашли... И похоже, его не нашли, иначе мы здесь не встречались бы.

— И не нужно! Главное — произвести эффект. А с вами мы его произведём обязательно. В принципе, можно вообще не упоминать об этой... как его... Слишком сложное слово, присяжные не поймут. Может, он ударил собаку, а она возьми да укуси... Главное — доказать, что Юрий не имеет к инциденту никакого отношения.

— Но ведь собаки — его работа. Он трудился над ними несколько лет, и если потеряет их...

— Не важно. Я его адвокат, а не его блохастых кабысдохов. Если Маргарита хочет, чтобы я защищал их тоже, пусть платит. Пока главное — доказать, что он не повысил искусственно их агрессивность и не запрограммировал убить Светлицкого. Вы ведь сможете это сделать, не так ли?

— Думаю, да.

— Вот и отлично! Из нас с вами должна получиться очень эффективная команда. Кажется, «эффект» — его любимое слово. Но при чём тут Маргарита? Надо спросить у Анжелы.

— Я смогу осмотреть арестованных собак?

— Да, конечно. Обвинение утверждает, что у них в головы вживлены электроды, а Юрий отдавал приказы на расстоянии по радио. Ну не бред ли?! Но это нам на руку — даёт возможность ввести вас в игру.

— А какой мотив?

— Что, простите?

— Какой мотив был у Юрия, по мнению прокурора?

— Представьте себе, ревность! Якобы Светлицкий подкатывал к Анжеле, а Юрий взревновал, разбушевался и тут же превратился в злобного безумного учёного, который науськал на соперника собак. Все эти фантазии говорят только о том, какая на самом деле у обвинения слабая позиция. Юрий вёл переговоры с Маргаритой Светлицкой. Она хотела финансировать его исследования и внедрение собак-товарищей в качестве помощников для инвалидов. Очень выгодное сотрудничество для обеих сторон. Убивать Светлицкого не в интересах Юрия.

— Когда я смогу увидеть собак?

— Думаю, очень скоро. Я вам напишу...

Когда я возвращаюсь в квартиру Анжелы, на панели над дверями меня хрипловатым голосом приветствует Марлен Дитрих:

Снова наступит тишина,

И к фонарю придёт она

Ко мне, Лили Марлен!

Значит, Анжела снова экспериментирует с автоответчиком.

— Привет, Аня, — кричит Анжела из гостиной. — Как дела?

Если она не вышла меня встречать, значит, скорее всего, чатится с Юрием. Вот и отлично!

— Всё хорошо, мы обо всём договорились. У тебя Юрий на связи?.. Юрий, а что за договор был у вас с Маргаритой? Ваш адвокат об этом упоминал...

Из динамика доносится сдавленное кваканье. Кажется, Юра не ожидал подобного вопроса.

— Э-э-э... она выразила желание стать генеральным спонсором нашего проекта.

— То есть спектакля? — переспрашивает Анжела. — Но разве она уже не...

— Не совсем спектакля. Сразу после премьеры она хотела закрыть театр и заняться дистрибьюцией моих собак.

— Почему я слышу об этом в первый раз?

— Потому что всё было на стадии переговоров, а ты работала в театре: там что знают двое, знают все.

— То есть ты мне не доверяешь?!

— Анжела, я же не лезу в твои отношения с агентом...

— Мог бы и залезть! Пожалуйста! Только тебе ведь не интересно! Я ведь наивная дура, идеалистка, витаю в облаках, и у меня нет секретов от любимого человека!

— Анжела, ты несправедлива! Я думал, мы договорились, что будем разделять личные отношения и работу.

— В самом деле? Что-то я такого не помню. Может, ты с кем-то другим договаривался?

Не дав Юрию ответить, Анжела разрывает соединение. Из динамика у дверей доносится голос Марлен Дитрих:

— Почти каждая женщина хотела бы хранить верность. Трудность лишь в том, чтобы найти мужчину, которому можно было бы хранить верность.

— Замолчи, дура электронная! — кричит Анжела.

— Помните, у ботов тоже есть чувства! — отвечает Марлен.

Анжела выбегает в коридор и запускает в панель тапком. Прежде чем бот успевает распознать звуковой сигнал и отреагировать на него, я выключаю динамики.

— Спокойно, Энджи, спокойно, злая тетя ушла.

— Ты мне тут ещё будешь остроумничать! — фыркает Анжела.

— Просто не знаю, как вести себя в подобных случаях, — честно отвечаю я. — Мне очень жаль, но я не знаю, как тебя утешить. Сказать, что Юрий того не стоит, значит поставить под сомнение твой выбор. Сказать, что это ерунда и всё пройдёт, значит обесценить твои чувства...

— Поэтому ты несёшь пургу?

— Ну да. Могу предложить лечиться чаем, как англичане. Давай сядем, я заварю чай, и мы подумаем вместе, что сейчас узнали и как это меняет общую картину.

— Мы узнали, что Юра — мерзавец. Как это меняет общую картину, понятно.

— Погоди, я не о том.

Мы идём на кухню, я ставлю чайник и начинаю искать заварку. Анжела со вздохом мне помогает. Я рассуждаю вслух:

— Юра сказал, что Маргарита хотела закрыть театр и заняться собаками как самостоятельным проектом. Если Светлицкий ей возражал, то у Маргариты появился мотив, а Юра и его псы стали бы идеальными исполнителями. Получается, они нас используют, чтобы замести следы. Я имею в виду Маргариту и Юру, разумеется, а не собак.

Анжела вздыхает:

— Хорошо бы, если бы так. Тогда мы их мигом прижучим!.. Но не получается. Дмитрий Евгеньевич никогда не пошёл бы против Маргариты.

— Он был такой подкаблучник?

— Ну да... Точнее, нет, не так. Он просто был очень мягкий, в жизни никого не обидел. Кстати, для режиссёра это плохо. Режиссёр, а тем более директор театра должен быть и человеком с воображением, и организатором, и диктатором. В воображении Светлицкого никто не сомневался, но вот заставить кого-то работать по-настоящему он физически не мог. Мне иногда кажется, он за собак так ухватился потому, что они всегда слушались беспрекословно и никогда не качали права. Он их вправду очень любил. Лариса даже ревновала. В шутку, конечно.

На следующий день мне приходит эсэмэска от адвоката. Он добился для меня разрешения на встречу с «собаками-убийцами». Тут же пишу ему, что необходимо подготовить для встречи. Хочу провести небольшой следственный эксперимент.

Собак-«преступников» держат там же, где и служебных полицейских псов, — за городом, в большом питомнике. Здесь у каждого пса есть тёплый домик с клеткой, а для выгула оборудовано несколько просторных вольеров. Но всё же, когда вижу местных обитателей, обращаю внимание на гипофизы, которые продуцируют адренокортикотропный гормон в больших количествах и, кажется, делают это постоянно. Псы находятся в состоянии хронического стресса, и это должно сказываться на их здоровье.

Тем не менее бордер-колли с серой шубкой «под волка», тоненькая и подвижная, сразу бежит ко мне знакомиться. Она встаёт на задние лапы, опираясь передними на прутья клетки, и звонко лает, пытаясь привлечь внимание. Я буквально слышу: «Господа, господа, это ошибка! Уверяю вас, мне здесь не место! Я — приличная собака и не сделала ничего дурного!».

Ирландский волкодав огромен и неожиданно изящен. У него песочно-рыжая жёсткая шерсть, длинные и тонкие ноги, и кажется, что он плывёт над землёй. Он тоже подходит к решётке, кладёт на неё усатую морду и печально вздыхает.

Шипперке отказывается выходить. Он забился в дальний угол клетки, свернулся в серый клубок и пристально наблюдает за людьми.

Прошу инструктора вывести собак на прогулку и организовать небольшую тренировку, дав несколько команд. Колли рада возможности побегать, остальные псы встревожены и недоверчивы. Тем не менее все подчиняются, когда инструктор сажает их на краю поля и командует: «Лежать!», «Стоять!», «Рядом!». Произнося последнюю команду, он тыкает пальцем в колли — она тут же оказывается перед ним, обегает вокруг и становится у левой ноги. Инструктор делает несколько шагов прямо, потом поворот на сорок пять градусов, ещё несколько шагов вперёд, потом назад, потом снова поворот. Колли следует за ним, почти шаг в шаг, как будто они танцуют танго. Инструктор идёт вперёд, знаком приказывает лечь — она ложится, а он продолжает идти. Поворачивается, знаком приказывает встать, сесть, снова лечь, снова сесть и, наконец, подзывает её к себе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великое переселение лошадей Великое переселение лошадей

Эту историю я обнаружил, изучая подшивку журнала «Нива» за 1901 год

Наука и жизнь
Свет в конце тоннеля: налаживаем контакт с собой в самоизоляции Свет в конце тоннеля: налаживаем контакт с собой в самоизоляции

Сохранить равновесие помогут внимательное отношение к собственным потребностям

Psychologies
Физика с разоблачением Физика с разоблачением

Опыты и фокусы: проверяем физику через 130 лет

Наука и жизнь
Российские ученые исследуют уникальную крымскую пещеру Российские ученые исследуют уникальную крымскую пещеру

Пещера Таврида уникальна своим происхождением

Популярная механика
Прикоснёмся к феерии Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Наука и жизнь
12 недооцененных комедий, которые ты скорее всего не видел 12 недооцененных комедий, которые ты скорее всего не видел

MAXIM не гарантирует, что эти комедии изменят твою жизнь и надорвут твой живот

Maxim
В сердце города В сердце города

Роскошный пентхаус с открытой террасой и хаммамом на крыше

SALON-Interior
Тени прошлого: когда старые травмы напоминают о себе Тени прошлого: когда старые травмы напоминают о себе

Происходит что-то болезненное, и вас словно отбрасывает назад

Psychologies
Ваятель Павел Соколов Ваятель Павел Соколов

«Золотым веком» русской скульптуры принято называть эпоху классицизма

Наука и жизнь
Мерцающая красота Мерцающая красота

Нет, наверное, человека, которому незнакомо магическое слово "Сваровски"

Караван историй
Экосистема трупа: как живет тело сразу после смерти Экосистема трупа: как живет тело сразу после смерти

Как бы жутко это не прозвучало, но после смерти тело продолжает жить

Популярная механика
«Это иллюзия, что доставка может спасти»: почему рестораны в кризис полностью останавливают работу «Это иллюзия, что доставка может спасти»: почему рестораны в кризис полностью останавливают работу

Владельцы ресторанов и других заведений рассказали, как переживают «заморозку»

VC.RU
Максимум возможностей, минимум ресурсов: как чему-то научиться на карантине Максимум возможностей, минимум ресурсов: как чему-то научиться на карантине

«Отличное время — карантин! — несколько недель назад бодрились оптимисты

Psychologies
Евгений Гришковец: Водка как нечто большее Евгений Гришковец: Водка как нечто большее

Новая книга режиссера и писателя Евгения Гришковца «Водка как нечто большее»

СНОБ
«Всегда есть голод по хорошему сценарию» «Всегда есть голод по хорошему сценарию»

Актриса Анна Невская о самодисциплине, съемках и роли своей мечты

OK!
Наедине с собой Наедине с собой

Наша колумнистка пообщалась в Лос-Анджелесе с актрисой Ириной Антоненко

OK!
100 дней правительства Мишустина: невиданный кризис и шанс на построение новой экономики 100 дней правительства Мишустина: невиданный кризис и шанс на построение новой экономики

Новый кабинет министров России проработал 100 дней

Forbes
«Что ты сделала, чтобы он тебя не бил?», или Почему женщины опять виноваты «Что ты сделала, чтобы он тебя не бил?», или Почему женщины опять виноваты

В последние дни русскоязычный интернет сотрясает крупный скандал

Psychologies
Начало катастрофической потери биоразнообразия назначили на 2030 год Начало катастрофической потери биоразнообразия назначили на 2030 год

Антропогенное изменение климата продолжается уже несколько десятилетий

N+1
Пощекотать нервы: 15 отличных триллеров для домашнего просмотра Пощекотать нервы: 15 отличных триллеров для домашнего просмотра

Отборный саспенс от Хичкока, братьев Сэфди, Кристофера Нолана и других

Esquire
Укротитель Укротитель

История самоходчика Бориса Журенко в годы Великой Отечественной войны

Популярная механика
Полярник, лесник и подводник — о трудностях и радостях изоляции Полярник, лесник и подводник — о трудностях и радостях изоляции

Люди, для которых преодоление одиночества стало профессиональным навыком

РБК
Митохондриальная Ева: был ли у человечества общий предок? Митохондриальная Ева: был ли у человечества общий предок?

Что означает понятие «последний общий предок всего человечества»

Популярная механика
Из чего построили первый «Бэтмобиль» Из чего построили первый «Бэтмобиль»

Бэтмен и его автомобиль неразделимы с самого первого комикса

Maxim
Интеллектуал в костюме. Александр Друзь как есть Интеллектуал в костюме. Александр Друзь как есть

Что нужно знать о самом умном петербуржце страны?

Cosmopolitan
Засиделись: 6 верных признаков того, что вам не хватает движения Засиделись: 6 верных признаков того, что вам не хватает движения

Сидячий образ жизни так же опасен, как курение и злоупотребление алкоголем

Cosmopolitan
Керамику датировали по въевшемуся жиру Керамику датировали по въевшемуся жиру

Химики смогли датировать археологическую керамику

N+1
«50 оттенков серого» эпохи VHS: почему «9 ½ недель» — все еще актуальное кино про страсть и расставания «50 оттенков серого» эпохи VHS: почему «9 ½ недель» — все еще актуальное кино про страсть и расставания

«9 ½ недель» — страшная психологическая драма про два одиночества

Esquire
Страстная неделя Страстная неделя

Половина гостей Недель моды взбунтовалась против самого факта их существования

Vogue
Слишком вирусный маркетинг. Тина Канделаки о том, что случилось с рынком косметики из-за пандемии Слишком вирусный маркетинг. Тина Канделаки о том, что случилось с рынком косметики из-за пандемии

Тина Канделаки рассказывает о том, что прямо сейчас переживает ее бизнес

Forbes
Открыть в приложении