Как обстоит ситуация с издателями и владельцами книжных магазинов

ForbesБизнес

«Мы все стоим перед угрозой исчезновения»: как пандемия стала кошмаром для книжного бизнеса

Наталья Ломыкина

Фото Chen Sihan / Xinhua via ZUMA / TASS

6,8 млрд рублей потеряли издатели от закрытия книжных магазинов в марте 2020, а по итогам года, по самым оптимистичным прогнозам, потеряют не меньше 15 млрд рублей, говорится в письме главы Российского книжного союза Сергея Степашина премьер-министру Михаилу Мишустину. С марта магазины закрыты, а онлайн-продажи не могут компенсировать отсутствие розничной торговли. Параллельно растут цену на бумагу, задерживаются тиражи, отменяются мероприятия. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина обсудила ситуацию с издателями и владельцами книжных магазинов.

Коронавирус, обвал курса рубля и режим самоизоляции ударили по книжной рознице. По оценке Российского книжного союза, «объем выпадающих доходов таких каналов, как «книжная розница» и «федеральные сети», составит около 75% или 6,8 млрд рублей ежемесячной выручки, а прогнозируемые потери за март-июнь 2020 года — около 27 млрд рублей, или 25% годовой выручки». Для половины издательств и книжных магазинов это будет означать закрытие и банкротство. Книжная индустрия не входит в список областей бизнеса, получающих помощь государства, а это значит, что аренда, налоги и прочие расходы остаются на прежнем уровне.

Корона-кошмар для книжного бизнеса

«Основная проблема — остановка офлайн-торговли. Мы теряем значительную часть выручки из-за закрытия книжных магазинов. Продажи через интернет пока продолжаются. При этом нет опережающей динамики, которая бы перекрывала закрытие традиционных книжных магазинов», — говорит Артем Степанов, главный редактор издательства МИФ.

«Сейчас мы договариваемся о разрешении пускать книги в электронном виде, не дожидаясь бумажных версий, — поясняет директор издательства «Лайвбук» Ольга Лябина. — К нам приходят сводки о мизерных продажах книг, типографии не работают, сроки по книгам в печати уже нарушены, но и грузить новинки сейчас возможно только в усеченном формате. Мы пытаемся подстроиться под обстоятельства и предвидим катастрофу».

По самым оптимистичным оценкам, к концу апреля книгоиздатели потеряют примерно 15 млрд рублей. Связанное с режимом самоизоляции сокращение тиражей печатных СМИ на территории РФ уже сейчас оценивается в 50%, а до конца года может достичь 75% (40 млрд руб). Доходы российских издателей от размещения рекламы уже в 1-2 квартале упадут на 30-40%, а по итогам 2020 года — не менее чем на 50% (15 млрд рублей против 30 млрд в 2019 году). Такие цифры приводит президент Российского книжного союза Сергей Степашин в письме премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. «В свою очередь, падение и неплатежи книжной розницы немедленно и резко отразятся на доходах издателей и полиграфистов, которые составят соответственно около 7 и 1,4 млрд рублей в период с марта по июнь 2020 года. Очевидно, издательствам и типографиям в ближайшее время тоже будет грозить остановка. Кроме того, будут затронуты многотысячные трудовые коллективы индустрии — всего около 65 тысяч человек могут пострадать от кризиса, большая часть из них — остаться без работы».

«Ясно, что этот кризис по масштабам превзойдет все, что когда-либо происходило в новейшей истории, — говорит гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. — Все офлайновые книготорговые сети закрыты и платить издателям не собираются. В том числе отказывается платить поставщикам «Читай-город» — системообразующая книготорговая сеть».

Бьют тревогу даже крупные холдинги, например издательская группа «Азбука-Аттикус», часть акций которой принадлежат одному из крупнейших международных игороков рынка Hachette Livre. «Мы, конечно же, несем убытки, еще как, — рассказывает генеральный директор «Азбуки-Аттикус» Леонид Шкурович. — Проблемы колоссальные — книжные магазины закрыты для посещения, очень немногие (35%) принимают новый товар на склад, 70% дистрибуции в руинах, наши читатели/покупатели сидят взаперти, мужественно пытаясь сосредоточиться на работе и одновременно противостоять сплошному потоку негативных новостей. План выпуска, естественно, будем ощутимо сокращать: мы не сможем финансировать полноценное производство, лишившись львиной доли дохода. Скорее всего, значительную часть того, что по инерции произведем в апреле, будем заводить в каналы продаж — оставшиеся в живых и не павшие духом — уже в мае-июне. Ближайшие месяцы будут для нас очень сложными и пройдут в поисках ликвидности и попытках избежать явных кассовых разрывов, но мы надеемся на накопленный запас прочности, кредитный рейтинг и, в самом крайнем случае, на поддержку акционеров, российских и французских».

«Главная проблема всех издателей — понять, как выживать в условиях волны неплатежей и отказа от исполнения обязательств, — комментирует гендиректор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин. — Степень жесткости реакции определяется долей онлайн продаж, наличием кредитов и прогнозами на будущее. Общий взгляд такой, что даже после разморозки офлайн-торговли покупатели вернутся в магазины далеко не сразу. В результате многие торговые точки станут нерентабельными. Все готовятся к экстремальным испытаниям как минимум до осени».

Продление президентом нерабочего периода до 30 апреля не стало для издателей неожиданностью, но усугубило ситуацию. «Когда я отправляла своих коллег на «выходные», — рассказывает директор издательства «Фантом-Пресс» Алла Штейнман. — Сразу сказала им: скорее всего увидимся после майских, бог даст. Так что ни о какой неделе я не мечтала с самого начала, и указ президента о продлении «выходных» не был для меня неожиданностью. Пока у нас достаточно книг на складе — и, когда снимут карантин, нам есть, чем торговать. В апреле надеюсь отправить в работу пару книг, если типографии не закроются. На деньги от покупателей в течение апреля-мая мы не рассчитываем, поэтому придется обходиться теми средствами, которые еще есть на счету. Надолго ли этого хватит, не знаю.

Очередные выходные с полным сохранением зарплаты неминуемо приведут к закрытию множества небольших фирм, так как людям просто не из чего будет выплачивать зарплату. Конкретно для издательского бизнеса корона-кошмар означает очень много бед. Многие мелкие и средние издательства не переживут глобальный кризис, усугубленный местным финансовым кризисом. Конечно же, после выхода из карантина люди будут озабочены, в первую очередь, покупкой товаров первой необходимости, а, как мы знаем, книги таковыми не являются. Очень трудно придется книжным магазинам, которые месяц-два будут закрыты. Наверняка многие издательства вынуждены будут закрыться или перейти под покровительство гигантов. Начнется вал неплатежей и задержек оплат. Будет серьезная безработица среди среднего менеджерского персонала, многие переводчики останутся без работы, потому что количество выпускаемых книг заметно уменьшится. Наверняка будут другие последствия, более глубинные, которые сейчас не видны. Но легко не будет никому».

Вся оффлайн-торговля заморожена

Книжные магазины, от которых так зависят издатели, сами оказались в тяжелых условиях. Закрыты и крупные книжные сети, и независимые магазины. И срок, увы, неопределенный. «Проблемы, думаю, у всех одинаковые: снизилась выручка, непонятны перспективы, — рассказывает Михаил Иванов, совладелец книжного магазина «Подписные издания» в Санкт-Петербурге. — Мы полностью перешли в онлайн, занимаемся нашим интернет-магазином podpisnie.ru. До сложившейся ситуации интернет-магазин приносил примерно 10% от общего оборота. Сейчас, конечно, выручки в нем увеличились, но это не сильно помогает. Весь персонал, все, кого вы встречали раньше в магазине на Литейном 57, посменно работают, принимают и собирают заказы. В целом, работы меньше не стало, просто поменялись задачи. Обсудили десятки вариантов партнерских программ с дружественными нам петербургскими и федеральными проектами».

«Сегодня все 650 магазинов объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед», в соответствии с предписаниями органов власти, закрыты. Это колоссальные убытки. С каждым днем ситуация обостряется. Запасов прочности уже нет, книжный бизнес и так не особо доходный, — говорит гендиректор крупнейшей розничной сети книжных «Читай-город — Буквоед» Михаил Иванцов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

4 ступени и 4 закона на пути от привычки к свободе и успеху 4 ступени и 4 закона на пути от привычки к свободе и успеху

Успехом и прогрессом движут… привычки

Psychologies
От первого голоса От первого голоса

Елена Стафьева о фильме, где Мартин Марджела говорит о себе сам

Weekend
Владимир Мишуков: «Когда уходит близкий человек, рушится мир» Владимир Мишуков: «Когда уходит близкий человек, рушится мир»

Он получил диплом артиста, ушел из профессии и стал одним из лучших фотографов

Добрые советы
Пища для ума Пища для ума

Мечту есть что хочется и не толстеть можно воплотить

Cosmopolitan
Фото, наркотики, рок-н-ролл: каким вышел документальный фильм о Джиме Маршалле — фотографе Джимми Моррисона, Джонни Кэша и не только Фото, наркотики, рок-н-ролл: каким вышел документальный фильм о Джиме Маршалле — фотографе Джимми Моррисона, Джонни Кэша и не только

Фильм о фотографе, которому удалось сделать удивительные снимки рок-звезд 1960-х

Esquire
«Осенью настанет полный крах»: основатель сети ресторанов «Чайхона №1» Тимур Ланский о борьбе за бизнес «Осенью настанет полный крах»: основатель сети ресторанов «Чайхона №1» Тимур Ланский о борьбе за бизнес

Основатель «Чайхона №1» Тимур Ланский о рискованной борьбе за собственный бизнес

Forbes
Зачем помогать приютам для домашних животных и как это сделать Зачем помогать приютам для домашних животных и как это сделать

Способно ли волонтерство изменить судьбу животных из приютов в России.

РБК
«Мы сидим, как дизель в Заполярье — заправленный и готовый работать» «Мы сидим, как дизель в Заполярье — заправленный и готовый работать»

Предприниматели и бизнес оказались крайними в развернувшейся борьбе с вирусом

Эксперт
8 фильмов, после которых вам захочется отправиться в путешествие 8 фильмов, после которых вам захочется отправиться в путешествие

Фильмы, которые лучше всего передают магию мест, в которых они были сняты

Esquire
SOS: останови потери SOS: останови потери

Что делать, если каждый день ты обнаруживаешь на расческе все больше волос

Лиза
Уличный стиль без улиц: что станет со стритстайлом после пандемии Уличный стиль без улиц: что станет со стритстайлом после пандемии

Уйдет ли в прошлое стритстайл или трансформируется во что-то новое

Esquire
Сильно изменились! Как сейчас выглядят Хадид, Лохан и другие дети-модели Сильно изменились! Как сейчас выглядят Хадид, Лохан и другие дети-модели

Многие современные звезды начинали карьеру с модельного бизнес

Cosmopolitan
Климатические изменения нарушили природную эмиссию метана Климатические изменения нарушили природную эмиссию метана

Эмиссия метана болотами может увеличиться на 80 процентов к концу XXI века

N+1
Дальнозоркость и близорукость: отличие двух проблем со зрением простыми словами Дальнозоркость и близорукость: отличие двух проблем со зрением простыми словами

Чем отличается близорукость от дальнозоркости?

Playboy
Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны

На наших глазах формируется новая философия музейного дела

Популярная механика
Почему Меркель решила смягчить карантин в Германии Почему Меркель решила смягчить карантин в Германии

За этот успех крупнейшая экономика Европы расплачивается рецессией

Forbes
Весь мир живет, как женщины после родов: как  карантин может изменить общество Весь мир живет, как женщины после родов: как  карантин может изменить общество

Весь мир сейчас, сам того не желая, оказался в уникальной ситуации

Cosmopolitan
Поворот «налево» запрещен: как победить воровство в компании Поворот «налево» запрещен: как победить воровство в компании

На вопрос, сколько воруют в вашей компании, нет точного ответа

Forbes
Жак Плант — вратарь, который принес в наш мир хоккейные маски Жак Плант — вратарь, который принес в наш мир хоккейные маски

Жак Плант вошел в историю как инноватор и борец за права вратарей

Maxim
Экспроприация экспроприатора: что нам делать с Лениным? Экспроприация экспроприатора: что нам делать с Лениным?

Какие образы вождя мирового пролетариата предлагает российская массовая культура

РБК
Алкогений: Серж Генсбур Алкогений: Серж Генсбур

Жизнь Сержа Генсбура была непритворным публичным суицидом

Maxim
«Перелеты за рубеж восстановятся к Новому году»:  как Aviasales потерял 88% выручки и к чему теперь готовится «Перелеты за рубеж восстановятся к Новому году»:  как Aviasales потерял 88% выручки и к чему теперь готовится

Куда россияне улетели на время пандемии и как будет возобновляться авиасообщение

Forbes
Группа «Фабрика»: «Мечта Игоря Матвиенко – отправить нас в тройной декрет» Группа «Фабрика»: «Мечта Игоря Матвиенко – отправить нас в тройной декрет»

Группа «Фабрика» о женском счастье, секретах красоты и откровенных съемках

Лиза
Растительное vs коровье молоко: какое лучше добавить в кофе по мнению экспертов Растительное vs коровье молоко: какое лучше добавить в кофе по мнению экспертов

Действительно ли растительное молоко полезно для организма?

Cosmopolitan
Три шага, чтобы вернуться в ресурсное состояние Три шага, чтобы вернуться в ресурсное состояние

Если мы направляем внимание на собственную тревожность, она лишь усиливается

Psychologies
Чем дальше в лес Чем дальше в лес

Деревянные небоскребы и другие способы сделать архитектуру экологичной

AD
Что посмотреть: 11 исторически точных фильмов о болезнях Что посмотреть: 11 исторически точных фильмов о болезнях

Персонажи этих фильмов страдают от самых разных болезней: от скарлатины до СПИДа

Cosmopolitan
Обезлесение Европы связали с миграцией индоевропейцев Обезлесение Европы связали с миграцией индоевропейцев

Распространение генома представителей ямной культуры совпало с поредением лесов

N+1
Долг платежом красен: как дружить с теми, кому мы обязаны Долг платежом красен: как дружить с теми, кому мы обязаны

Можно ли сохранить с ними дружеские отношения, или ссора неизбежна

Psychologies
Альтернативный гид по югу Италии Альтернативный гид по югу Италии

Карантин не повод перестать мечтать о жаркой Апулии

GQ
Открыть в приложении