Летучие голландцы XXI-го века: беспилотники против пиратов

Беспилотные автомобили на наших дорогах – это почти реальность, ну, пусть реальность завтрашнего дня. Беспилотными воздушными такси и грузовыми авиадронами занимаются десятки фирм, включая грандов индустрии. Не следует ли ожидать революции и в морских перевозках? Чем в конце концов беспилотный танкер или контейнеровоз технологически сложнее «Теслы»? Большим коммерческим судам ведь даже в пробках не стоять – в океане места хватит всем.
Вкратце ответ звучит так: технологии беспилотного судовождения активно развиваются, но в целесообразности их внедрения существуют обоснованные сомнения. Что, собственно, есть на сегодняшний день? Первый коммерческий рейс на беспилотнике состоялся в мае прошлого года, когда автономное судно Maxlimer компании SEA-KIT пересекло участок Северного моря от английского Уэст-Мерси до Бельгийского Остенде, везя на борту 5 кг устриц. На обратном пути беспилотник был загружен небольшой партией бельгийского пива. Разумеется, груз на борту имел символическое значение. Maxlimer – это чисто экспериментальное судно, разработанное в рамках конкурса Shell Ocean Discovery XPRIZE в качестве мобильной беспилотной платформы для картографирования океанского дна. Однако сам факт грузового рейса указывает на то, что к автоматизации и автономизации торгового флота в мире интерес достаточно высок.

На «Роллс-Ройсе» через океан
Еще примерно шесть лет назад машиностроительный гигант Rolls Royce создал в своих стенах исследовательскую группу Blue Ocean, которая занялась непосредственно темой беспилотных грузоперевозок по морю. Участники группы нарисовали эскизы контейнеровозов будущего, в которых контейнеры занимают все пространство от носа до палубы. Нет никакой жилой надстройки, нет капитанского мостика. В таких судах не понадобятся системы поддержания жизнедеятельности экипажа - водопровод, канализация, отопление или кондиционирование – там незачем будет устраивать кухни и столовые, создавать склады одежды, спасательных средств, съестных припасов, медикаментов. Это, как считается, позволит судовладельцам заметно сэкономить на зарплатах экипажа и на снижении энергозатрат, а также получить выгоду от освободившихся объемов, которые можно заполнить дополнительным грузом. Автоматическая система навигации сможет работая круглосуточно и без устали, позволит исключить влияние человеческого фактора, который до сих пор стоит за множеством происшествий на море.

Развитие автономного судоходства будет, возможно, исключать участие человека постепенно. Например, согласно одной из концепций, грузовые суда смогут передвигаться через океаны своего рода косяками. Во главе – судно, на котором присутствует экипаж, а все остальные плавсредства группы будут беспилотными и их передвижение за «вожаком» смогут контролировать размещенные на его борту операторы. Другой подход предполагает, что судно будет управляться традиционным способом, с капитанского мостика, вот только мостик этот останется на берегу.