Нет, наверное, человека, которому незнакомо магическое слово "Сваровски"

Караван историйБизнес

Мерцающая красота

Нет, наверное, человека, которому незнакомо магическое слово "Сваровски". Первые ассоциации - блеск и невероятная роскошь кристаллов всевозможных расцветок...

Татьяна Миргородская

Фото: Архив Swarovski

Впрочем, в этом году в кристаллах Swarovski главенствует небесная палитра. К 125-летию компания решила отдать должное важным моментам своей истории, в которой заметную роль сыграл цвет фирменных коробочек, манящих предвкушением праздника. В них искрятся диковинки юбилейной лимитированной коллекции, тоже выдержанной в синем цвете, символизирующем зрелость, мудрость и щедрость. Именно эти качества принесли славу Даниэлю Сваровски, талантливому изобретателю и бизнесмену.

К делу своей жизни он пришел без колебаний — достаточно было появиться на свет в 1862 году в богемской коммуне Георгенталь на севере Австро-Венгрии, где в каждой второй мастерской выдували и обрабатывали стекло. Этим занимался и родитель Даниэля Франц Антон Сваровски, изготавливая брошки и заколки. К нему со временем присоединился сын, потихоньку экспериментируя с формой, а также с комбинациями металла и стекла. Однажды он случайно «открыл» метод гальванического осаждения, который привел постоянного клиента лавки Сваровски мистера Фейкса в такой восторг, что в 1883-м тот отправил Даниэля в Париж презентовать идею на Всемирной электротехнической выставке.

Фото: архив Swarovski

Юноша был потрясен увиденным, в первую очередь — преломлением света, важнейшим аспектом огранки кристаллов, и задумался о механизме для шлифовки стекла электротоком. Во французской столице он взялся за изучение физики с химией, а в свободное от учебы время корпел над чертежами будущего чудо-станка, который позволил бы перейти от традиционной ручной резки к поточному производству кристаллов. В 1891 году затея увенчалась успехом.

Решив взяться за массовое производство, Даниэль основал в тирольском Ваттенсе компанию Swarovski и начал изготавливать кристаллы для ювелирных украшений, внешне ничем не отличавшиеся от драгоценных камней. Отныне сверкающую роскошь могли себе позволить не только состоятельные господа. Украшения по доступной цене пользовались громадной популярностью. Конечно, быстро появились и конкуренты.

Фото: Архив Swarovski

Сваровски же не собирался останавливаться на достигнутом. В 1910-м с сыновьями Вильгельмом, Фрицем и Альфредом, сменяя друг друга, они сутками колдовали в лаборатории у печей, выверяя температуру и контролируя превращение расплавленной массы в магический кристалл по собственной секретной формуле, потратив на это несколько лет. Конкуренты кусали локти, не в силах постичь тайну чистоты материала, точности среза и огранки.

Первая мировая война вынудила Даниэля открыть производство высокопрочных промышленных инструментов. В двадцатые, точно угадав возникшую моду на шик-блеск-красоту и недорогой гламур, он придумал стразы и ленты с кристаллами, которые не нужно было нашивать на ткань вручную. Новации Сваровски немедленно оценила мадемуазель Шанель, а за ней и остальные дизайнеры.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении