Русский плакат рубежа веков

Наука и жизньИстория

Прикоснёмся к феерии

Русский плакат рубежа веков

Ольга Барковец. Фото Андрея Лисинского

28 февраля в Ивановском зале Российской государственной библиотеки открылась очень яркая выставка. Сейчас она — как и практически все музейные проекты Москвы и других городов России и мира — работает online. Будем надеяться, что читатели смогут увидеть эту «феерию» вживую, когда минуют трудные времена.

Конец XIX — начало XX века. В России грандиозные изменения. На переломе веков страна выходит на передовые рубежи по темпам экономического развития. Бурный рост торговли и промышленности сопровождается активной культурной и общественной жизнью. Развитие средств массовой информации и издательского дела — отличительная черта облика России новой эпохи, который уже невозможно представить без рекламы во всех её проявлениях. Появившийся на основе европейских образцов русский рекламный плакат в конце XIX — начале XX века приобретает свои специфические черты и особенности, созвучные эпохе перемен.

Как во всём новом и оттого волнующем своими потенциальными возможностями, в искусстве плаката пробуют силы и ремесленники от искусства, и выдающиеся мастера. В результате в российском городском пространстве откровенный китч соседствовал с подлинными произведениями искусства.

Плакат — порождение большого города. Задача городской рекламы — привлечь внимание, остановить в нужной точке, возбудить интерес, информировать о событии, пробудить желания и сформировать потребности. Но где могли размещаться рекламные плакаты? Существовало ли руководство на этот счёт? Какие ещё рекламные формы были тогда распространены? На эти и другие вопросы ответят материалы выставки.

Улицы едва ли не любого города России на рубеже XIX—XX веков полны призывов покупать. Это прекрасно видно на фотооткрытках того времени. Город многолик по своей сути и разнообразен по социальному составу, и плакат, который очень быстро вошёл в обиход, был лишь одним из средств воздействия на потребителя, чтобы побудить его раскрыть свой кошелёк. Но как найти подход к людям с разным достатком?

Перед вами — рождённые жёсткой конкуренцией и творческими поисками новые рекламные формы, большинство из которых в том или ином виде сохранились до наших дней. Кроме ориентированных практически на всех традиционных уличных вывесок и ставших быстро привычными плакатов, уже чуть более адресных, появляются рекламные открытки. Они были направлены на наименее обеспеченную часть городского населения и зачастую исполнялись в привлекательном для народа лубочном стиле. Совершенно иначе выглядели малые рекламные формы, адресованные состоятельным горожанам. Так, для богатой публики, готовой потратить солидные деньги, печатаются великолепно выполненные прейскуранты. Дорогие товары заворачиваются в шикарную упаковку. Обёртки кондитерских изделий выглядят подчас как миниатюрные произведения искусства. Интересно, что уже тогда в некоторые конфеты начали вкладывать серийные картинки, чтобы, в первую очередь, повысить интерес со стороны детей.

Печатают рекламу газеты и журналы. Жёсткая конкуренция среди производителей и многообразие путей воздействия на потенциальных покупателей начали превращать рекламу в «науку», обучить которой были призваны появившиеся в тот период первые пособия и учебники по рекламе.

Развлечения и увлечения большого города

В конце ХIХ века рекламный плакат был официально признан фактом если не «высокого искусства», то культуры. В 1897 году в Санкт-Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Здесь были представлены такие «столпы» плакатного искусства, как Альфонс Муха и Анри Тулуз-Лотрек. Это событие послужило своеобразным толчком для российских художников. В результате в России появилась художественная промышленность — совершенно новое направление, породившее множество прекрасных работ высочайшего уровня.

Пик плакатно-рекламного искусства пришёлся на рубеж веков, когда плакат прочно внедрился в жизнь и быт горожан. Появились культурно-зрелищные плакаты, посвящённые театрализованным балам и благотворительным вечерам. В этой сфере русская плакатная графика приобрела удивительно массовый характер. Во многом это объясняется тем, что бал на рубеже веков стал событием не столько светской, сколько культурной жизни. Отличались разнообразием и плакаты театральных спектаклей: лаконичные и строгие у императорских театров и откровенно залихватские и призывные — у частных. Не менее красочны и изобретательны были плакаты цирковых представлений, вечеров и выступлений заезжих гастролёров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неискусственная ценность Неискусственная ценность

Чтобы добыть крупный алмаз, нужен не только титанический труд, но и везение

Наука и жизнь
Инсайдерский гид по музыкальной индустрии: на русском языке вышла книга Дэвида Бирна «Как работает музыка». Публикуем ее фрагмент Инсайдерский гид по музыкальной индустрии: на русском языке вышла книга Дэвида Бирна «Как работает музыка». Публикуем ее фрагмент

Бирн рассказывает о работе в группе и со сторонними музыкантами

Esquire
Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик? Почему Генрих — не Генрих, а Людовик — не Людовик?

О проблеме перевода или огласовки иностранных имён собственных

Наука и жизнь
Добыча золота для смартфонов приводит к экологическим и гуманитарным катастрофам: как Apple пытается решить эту проблему Добыча золота для смартфонов приводит к экологическим и гуманитарным катастрофам: как Apple пытается решить эту проблему

Золото — не самый проводящий металл, но ценится в производстве

VC.RU
Физика с разоблачением Физика с разоблачением

Опыты и фокусы: проверяем физику через 130 лет

Наука и жизнь
Как быстро очистить старую ржавчину и нагар с посуды Как быстро очистить старую ржавчину и нагар с посуды

Любая сковорода рано или поздно покроется нагаром

Популярная механика
Щит от гиперзвука Щит от гиперзвука

Они быстро настигнут врага в любой точке мира

Популярная механика
Разделяй и худей? Разделяй и худей?

Раздельное питание – что с ним не так?

Худеем правильно
Карина-вирус! Карина-вирус!

В это тревожное время героиней обложки стала главная медсестра страны

Maxim
Что осталось от малого бизнеса в Ухане после карантина Что осталось от малого бизнеса в Ухане после карантина

После снятия карантина в Ухане открыться смогли только треть малых предприятий

Forbes
Как перестать осуждать тех, чья реакция на карантин отличается от нашей Как перестать осуждать тех, чья реакция на карантин отличается от нашей

Любовь откроет в нас новые силы и ресурсы, чтобы пережить карантин

Psychologies
Пятилетнее экспериментальное потепление указало на потенциальную угрозу тайге Пятилетнее экспериментальное потепление указало на потенциальную угрозу тайге

Почки на деревьях появятся слишком рано

N+1
Александр Макеев: Личный опыт поиска репрессированных Александр Макеев: Личный опыт поиска репрессированных

Александр Макеев рассказывает, как собирал данные о репрессированном прадеде

СНОБ
Сладкая жизнь: почему не стоит отказываться от сахара Сладкая жизнь: почему не стоит отказываться от сахара

Диета без сладкого может быть вредна

Cosmopolitan
Колонка: как социальное неравенство разрушило миф об американской мечте Колонка: как социальное неравенство разрушило миф об американской мечте

Что приходит на смену надежде, когда у общества ее больше не остается

Правила жизни
Сбежать из реальности и обрести мир: визуализация и управление эмоциями Сбежать из реальности и обрести мир: визуализация и управление эмоциями

Воображение отнесет нас, куда пожелаем и к кому захотим

Psychologies
«Успех — это то, что ты сам знаешь о себе». Карьерные советы зампреда правления банка «Открытие» «Успех — это то, что ты сам знаешь о себе». Карьерные советы зампреда правления банка «Открытие»

Надия Черкасова: «Получайте знания, не откладывайте работу на потом»

Forbes
Идея: Читать живопись Идея: Читать живопись

Инсталляция «Апология иммерсивной пустоты» – искусство не для всех

Maxim
Звезда родилась Звезда родилась

Тима Белорусских и его продюсер о том, как становятся популярными музыкантами

Cosmopolitan
Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2 Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2

Маршрут повышенной опасности

Maxim
Эмпатия в бизнесе. Почему из сверхчувствительных людей получаются лучшие руководители Эмпатия в бизнесе. Почему из сверхчувствительных людей получаются лучшие руководители

Почему повышенная чувствительность — конкурентное преимущество

Forbes
Руки прочь: как научиться не трогать лицо Руки прочь: как научиться не трогать лицо

Эпидемия лишний раз напомнила нам правила личной гигиены

Cosmopolitan
Лед и пламя: кто придумал дизельный двигатель Лед и пламя: кто придумал дизельный двигатель

История изобретения дизельного двигателя

Популярная механика
Ты мой сладкий! Ты мой сладкий!

Как не ошибиться при покупке легкого и воздушного ванильного зефира

Лиза
Не выживать, а жить: как копинг-стратегии помогают добиваться целей в кризис Не выживать, а жить: как копинг-стратегии помогают добиваться целей в кризис

Как выработать стратегии, чтобы увидеть и использовать возможности кризиса

Forbes
Жизнь в черно-белых тонах Жизнь в черно-белых тонах

Почему гений футбола Эдуард Стрельцов столкнулся с советским обвинением

GQ
Безрассадные томаты Безрассадные томаты

Как выращивать томаты без рассады?

Наука и жизнь
Как извлечь максимум из «медленного времени» Как извлечь максимум из «медленного времени»

Отрывок из книги «Как стать продуктивнее»

СНОБ
Переменам быть: как поддержать себя в период кризиса? Переменам быть: как поддержать себя в период кризиса?

Кризисы в нашей жизни начинаются по разным причинам

Psychologies
Как австрийский продавец мороженого стал миллиардером благодаря крохотной батарейке для AirPods за €5 Как австрийский продавец мороженого стал миллиардером благодаря крохотной батарейке для AirPods за €5

Как Майкл Тойнер превратил $40 млн в десятизначное состояние

Forbes
Открыть в приложении