Человек, культура, цифра: лучшие музейные проекты России
Стремительное развитие технологий закономерно отразилось на сфере интеллектуального досуга. Культурные институции, в том числе в России, создают всё новые и новые проекты, способные увлечь и привлечь искушенных посетителей. Дополненная реальность картинных галерей и оживший мир 3D-экспозиций, виртуальные выставки и индивидуальные экскурсоводы в каждом смартфоне, интерактивные экспонаты - современные музеи всё в большей степени становятся частью единого информационного пространства.
Картина, рожденная кистью живописца и фантазией художника, и картина целого мира, воссозданная благодаря научным исследованиям и торжеству человеческого разума – что между ними общего? Что вносят цифровые технологии в музейную культуру и как традиции музеев сказываются на научно-техническом прогрессе? Чтобы ответить на эти вопросы участниками профессиональных конференций становятся не только музейные сотрудники, но и представители высокотехнологичных отраслей. Результатом такого сотрудничества становится новая реальность музейной жизни, а креативный подход к использованию технических новинок – предметом дискуссии на семинарах для узкопрофильных специалистов.
Согласно исследованию, проведенному не так давно ГМИИ им. Пушкина, самые ожидаемые посетителями музеев и галерей технологии - VR и AR, виртуальные помощники и мобильные приложения, 3D-графика и маппинг - наложение видеопроекций. Чем же отвечают учреждения культуры на эти запросы? Рассказываем об основных музейных тенденциях современности.
«Водил меня Серёга на выставку Ван Гога»
Виртуальная и дополненная реальность уже привычна для музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Новейшие разработки давно используются в повседневной практике Эрмитажа и Третьяковской галереи, Пушкинского музея, музея современного искусства «Гараж» и других «мастодонтов» культурного пространства страны.
Мультимедийные альбомы и образовательный онлайн-проект «Эрмитажная академия», интерактивные выставки и ожившие марки, переосмысление авторского замысла художника и даже «звучащие картины» - как в случае с музыкальной темой, дополняющей «Крик» Мунка.
Современные музеи активно ищут новые способы диалога с публикой об искусстве. Например, музей-панорама «Бородинская битва» создал отдельную экспозицию для предварительного знакомства с знаменитым батальным полотном – мобильное приложение «Игра в солдатики» с обмундированием воинов различных полков русской армии начала 19 века упрощает изучение картины при визите в непосредственно музей.