Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техникаПутешествия

Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

В октябрьском номере журнала мы рассказывали о недавней уникальной экспедиции к северному полюсу на паралете. В той же статье было вскользь упомянуто другое не менее интересное событие, имевшее место в 2020 году, – перелет из Санкт-Петербурга во Владивосток через 23 региона России. Но оно заслуживает отдельного подробного рассказа.

Наталья Беспалова

Как помнят наши постоянные читатели, идея пересечь всю Россию с запада на восток на сверхлегком летательном аппарате родилась во время одного из летных фестивалей в подмосковном Турово. Главным инициатором и исполнителем идеи стал руководитель туровского аэроклуба Игорь Потапкин. В качестве летного средства был выбран мотопараплан.

Здесь стоит остановиться на классификации летательных аппаратов с приставкой пара-. Параплан – это мягкое крыло, подвесная система надевается на пилота, взлет осуществляется с ног без мотора. Разбежавшись со склона, парапланерист набирает высоту, ловя потоки воздуха.

В подвесную систему мотопараплана интегрирован мотор (как правило, двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 18–30 л.с.), который размещается за спиной пилота, как у Карлсона, который живет на крыше. Взлет и посадка осуществляются с ног. Если в конструкции появляется тележка, оснащенная колесным либо лыжным шасси, – это называется «паралет». В 2020 году Игорь Потапкин летел на мотопараплане. На большей части маршрута у него был спутник – Игорь Коновалов, который использовал аэрошют. От классического паралета этот летательный аппарат отличает то, что управление крылом осуществляется не руками, как на параплане, а ногами через систему рычагов. Это не только снимает повышенную физическую нагрузку с рук, но и дает пилоту большую свободу действий в полете. Переключение на дополнительный топливный бак и работа с навигационными приборами значительно проще, чем на паралете. Также важным отличием аэрошюта от паралета является использование малолетучего крыла, для полетов с которым требуется мощный мотор.

Для такого грандиозного перелета была нужна надежная техника. Многие коллеги Игоря Потапкина отнеслись к замыслу скептически, утверждая, что для успеха всей затеи сопровождать пилота по маршруту должен целый грузовик запчастей. Однако Туровские фестивали не зря называют «тестивалями». И отечественные, и зарубежные производители представляют там свою технику на тестирование.

Одной из особенностей сверхлегкой авиации является то, что возможность использовать надежный мотор ограниченна. Надежность положительно коррелирует с весом. В большой авиации все системы неоднократно дублируются, что обеспечивает большую безопасность. Но это лишний вес. Чем надежнее, тем тяжелее. Разработчики парамоторов, увы, стоят перед необходимостью жертвовать частью надежности. Однако этот параметр становится очень важным при дальних перелетах, в малообжитой местности. И тут надо искать баланс.

Внимание привлекла техника чешской компании «Нирвана», президент которой, Павел Брезина, хорошо известен в среде парапланеристов как участник многих соревнований и популяризатор сверлегкой авиации. Имея большой опыт дальних путешествий, он хорошо представляет себе требования к аппарату. Представленный им в Турово мотопароплан Nirvana FLIGHT 200 XC относился к новому поколению сверхлегких (17–22,5 кг), компактных (укладывается в кофр стандартных для авиакомпаний размеров) и мощных (23–27 л.с.) парамоторов. Малый вес достигается за счет использования современных материалов: карбоновая основа, пластиковый бак и алюминиевые детали ограждения. Одним из важных параметров был расход топлива, на данной установке он не превышал 4 л. У конкурентов расход приближался к 6–7 л.

На «тестивале» аппарат произвел отличное впечатление, и осенью 2019 года Игорь Потапкин со своим механиком Алексеем Гореленковым выехали в Чехию, чтобы ближе познакомиться с моделью и на месте изучить особенности ее техобслуживания. Находясь в «Нирване», они заказали для миссии специальный аппарат с дополнительными топливными баками. В разработке уже была такая модель, специально предназначенная для дальних перелетов, но на стадии эксперимента, а тут как раз представился случай ее протестировать. Кроме того, в рамках проекта производились испытательные полеты на установке отечественного производителя парамоторных установок фирмы ParaAvis. В результате в серийное производство была запущена рама «Паук (SPIDER)», в которой также заложена концепция максимальной компактности. Установка имеет больший вес (в диапазоне от 25 до 33 кг, в зависимости от типа устанавливаемого двигателя), но зато и повышенную прочность за счет использования титана в качестве основного материала. При автономных путешествиях и жестких посадках на неподготовленную площадку запас прочности не бывает лишним.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему мы боимся потерять деньги Почему мы боимся потерять деньги

Почему так страшно терять финансы? Ведь все просто: если заработали, сможем еще

Psychologies
И представление начинается! И представление начинается!

Фрагмент сказки Вали Филиппенко «Нашу маму раздраконили»

Правила жизни
Цикламены зажигают огни Цикламены зажигают огни

Среди зимнецветущих комнатных растений цикламен занимает одно из первых мест

Наука и жизнь
6 секретов мышления по-настоящему богатых людей 6 секретов мышления по-настоящему богатых людей

Зарабатывать деньги нужно, думая нестандартно: как это делают богатые люди?

Inc.
Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным» Председатель Сахалинской областной думы: «Словосочетание «Первый в России» для нас становится привычным»

Как выстроена работа депутатов в Сахалинской области?

ФедералПресс
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Призрак технооптимизма Призрак технооптимизма

Годовая статистика роста технологичных отраслей в РФ снова будет рекордной

Монокль
Инвесторы здесь не ходят Инвесторы здесь не ходят

Абхазия: экономика и инвестиции

Монокль
Дядя Коля выходит на контакт Дядя Коля выходит на контакт

Сева, скажи, ты же не видишь рядом с собой этого… как его… из НЛО?

СНОБ
«Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе «Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе

Как участники рынка детской розницы справляются с рыночной турбулентностью

Монокль
Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе Заряд энергии: 7 видов чая, которые взбодрят не хуже кофе

От пуэра до саган-дайля: самые бодрящие виды листового напитка

ТехИнсайдер
Голосом не лучше Голосом не лучше

«Русская служба» Зиновия Зиника: эмиграция как анекдот

Weekend
Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью Променад по выставке с картинками: лучшие музыкальные произведения, вдохновленные живописью

Удивительные примеры музыки, навеянной живописью

СНОБ
Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога Как найти общие ценности в отношениях: советы психолога

Как сделать так, чтобы собственные принципы не помешали гармонии в паре?

Psychologies
От копеечной свечи От копеечной свечи

Всё началось с того, что осенью 1664 года в небе над Англией была видна комета

Дилетант
Резерв на будущее Резерв на будущее

Как развиваются технологии хранения энергии

РБК
3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже 3 вида пилингов: какой лучше подойдет вашей коже

Какой вид пилинга выбрать? Разбираемся с косметологом-эстетистом

Psychologies
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Нарисуем — будем жить! Нарисуем — будем жить!

3D-принтеры: прошлое, настоящее и космическое будущее

Зеркало Мира
Конец историй Конец историй

Десять разных, но по-своему идеальных кинофиналов

Weekend
Хмелита: день сегодняшний и завтрашний Хмелита: день сегодняшний и завтрашний

О нынешнем дне усадьбы Хмелита и всего музея-заповедника

Знание – сила
Илья Попов Илья Попов

Илья Попов собрал самую большую в России коллекцию дизайнерских игрушек

Собака.ru
«Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост «Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост

История о том, как, несмотря на страшное прошлое, человек любил жизнь

ТехИнсайдер
Уголовница, изменщица, спецагент Уголовница, изменщица, спецагент

Версий «Мурки» существует бессчётное множество, и это делает ее такой загадочной

Дилетант
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Время последних Время последних

Последний солдат Второй мировой и другие люди, на которых все закончилось

Weekend
Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает? Принцесса Диана обнимает взрослых сыновей: кто «воскрешает» знаменитостей и почему многих это пугает?

Мин Чой опубликовал несколько постов с ожившими звездами. Почему это страшно?

Psychologies
«Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа «Друзья идей»: платоновская красота математики в зеркале медиа

Как сохранить в России интерес к фундаментальной науке

Наука
Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов» Вера Сторожева: «Я никогда не обижаюсь на артистов»

Он каждого из нас предостерег: не исключено, что вы будете безработными

Караван историй
Открыть в приложении