Моторы Москвы. Пять главных автомобилей довоенной столицы
На каком такси проще всего было уехать из ресторана «Арагви», на чем развозили почту в Москве, что за лимузин был доступен обычному советскому гражданину и другие секреты автомобильной жизни довоенной столицы
Предвоенные годы Москвы — это не только массовые политические репрессии, но и грандиозные стройки, очереди в театр, премьеры первых советских блокбастеров, забитые стадионы во время футбольных матчей и, конечно, автомобили. В те времена машина для простого советского человека была непозволительной роскошью, которую невозможно было приобрести даже если хватало денежных средств. Разумеется, пробок в нашем сегодняшнем понимании в столице не существовало, однако и пустыми дороги уже не были. Мы решили вспомнить, какие машины можно было встретить на улицах Москвы, сколько они стоили и кто на них ездил в последние годы перед Великой Отечественной войной.
ГАЗ M1
Печально известный «Черный воронок» — ГАЗ M1 — на самом деле использовался не только сотрудниками НКВД для перевозки арестованных советских граждан. Четырехдверка также была весьма распространена в таксопарках крупных городов СССР. Такие машины отличились специальным фонарем над рамкой лобового стекла, а также откидной багажной решеткой, которая заняла штатное место запаски на задней части кузова. До появления диспетчерской службы для машин такси в оживленных местах отводились специальные зоны, где клиент всегда мог «поймать» извозчика. В Москве такие стоянки располагались у железнодорожных вокзалов или в шаговой доступности от кинотеатров. Разумеется, частыми клиентами таксистов были и припозднившееся посетители немногочисленных в то время ресторанов, таких как «Арагви» или «Астория».
А еще легендарными «эмками» премировали советских граждан за особые заслуги перед государством. Так, «Молотовец-первый» получали представители партийной и производственной элиты, военные или видные деятели культуры. Владельцами ГАЗ М1 были писатель Всеволод Вишневский, шахматист Михаил Ботвинник, актер Михаил Жаров, а также скрипач Давид Ойстрах. В редких случаях владельцем легендарной «эмкой»мог стать и обычный советский гражданин, выиграв машину в лотерею Осоавиахима. При этом, в свободную продажу машины не поступали. После начала Великой отечественной войны, ГАЗ M1 массово отправились на фронт, где высоко ценились командующем составом Красной армии, а также военными корреспондентами.