О важности развития отрасли производства редких и редкоземельных металлов

МонокльБизнес

Редкие земли не долетают до производства

Занимая второе место в мире по запасам редкоземельных металлов, Россия вынуждена импортировать готовые изделия и компоненты, изготовленные с их применением

Анжела Сикамова

Производство современных дронов невозможно без РЗМ. Фото: Вадим Савицкий/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

На пленарном заседании Форума будущих технологий Владимир Путин вновь напомнил о важности развития отрасли производства редких и редкоземельных металлов. Президент считает, что в стране необходимо построить полный цикл — от поиска и разработки месторождений до выпуска высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Пока попытки организовать на своей территории полный цикл производства РЗМ не удаются: из-за отсутствия спроса приостановлен запуск разделительного производства в Подмосковье, на паузе находятся проект по строительству магнитного завода в Удмуртии и разработка Томторского месторождения в Якутии. Сегодня добытое в России редкоземельное сырье в основном отправляется в Китай, где из него делают, например, неодимовые магниты, которые используются, в числе прочего, при производстве беспилотников. И эти беспилотники затем импортируются не только в Россию.

Золотой ключик

«Редкие и редкоземельные металлы образуют фундамент технологической независимости промышленного суверенитета», — объяснил интерес к отрасли глава департамента металлургии и материалов Минпромторга Иван Марков. Благодаря высокой химической активности, а также магнитным, оптическим и электронным свойствам РЗМ способны улучшать свойства самых разных материалов. Их добавляют в металлические сплавы для улучшения их качеств, из РЗМ делаются магниты для электродвигателей, ветрогенераторов и жестких дисков. Без РЗМ сегодня не работает ни одна высокотехнологичная отрасль. «Это ключик к новым материалам и технологиям. И этот золотой ключик сегодня в руках у Китая», — заключил Марков, выступая на тематической сессии в рамках Форума будущих технологий.

В самом деле, контролирующий 72% рынка Китай сегодня имеет полную технологическую цепочку, которая включает в себя добычу и переработку руды, разделение ее на оксиды и индивидуальные РЗМ, изготовление материалов и сплавов, производство готовых изделий. Более того, с 2012 года Китай запустил масштабную программу поддержки этого сектора экономики. И доступ к редкоземельным металлам превратился в инструмент политической борьбы, который Китай широко использует, вводя лицензирование экспорта и субсидируя своих производителей.

Далеко не все игроки на рынке РЗМ, подобно Китаю, могут похвастаться полной цепочкой производства. Например, Австралия, имея лишь начальные переделы, без проблем отправляет свою продукцию на экспорт. У России ситуация самая сложная. СССР производил 8500 тонн редкоземельной продукции в год. Добыча велась в РСФСР, Киргизии и Казахстане, а переработка еще и на Украине и в Эстонии. После 1991 года большая часть этих мощностей оказалась за рубежом, производственные цепочки были разорваны, в последние годы к проблемам отрасли добавились многочисленные санкции.

Сегодня сырьевая база России представлена Ловозерским месторождением (ЛГОК), его лопаритовую руду перерабатывает Соликамский магниевый завод (СМЗ). Примерно половину полученного концентрата из 2500 тонн СМЗ экспортирует в Китай и на эстонский завод Silmet. Другую половину концентрата у СМЗ покупает подмосковное предприятие «Скайград», там его разделяют на оксиды и индивидуальные РЗМ, из которых делают, в частности, промышленные катализаторы. Но все это в незначительных объемах и с постоянными поисками каналов сбыта.

Без государства нет магнита

Все участники рынка сходятся во мнении, что без поддержки государства редкоземельщикам не обойтись. Развивать и масштабировать такую стратегическую отрасль, как редкоземельная, должны большие госкорпорации либо специально созданные на период восстановления государственные структуры (агентства). Рынок просто неспособен отрегулировать сбыт и восстановить потребительские цепочки, заявил «Моноклю» основатель и руководитель «Скайграда» Алексей Абрамов.

Проблемы индустрии обсуждались и на недавнем совещании комитета по экономической политике Совета Федерации.

По определению председателя Ассоциации РМ и РЗМ и гендиректора СМЗ Руслана Димухамедова, нынешняя попытка поднять отрасль — «это уже третий подход к снаряду». Димухамедов имеет в виду неоднократные попытки ведомств наладить производственные цепочки и нормальное функционирование отрасли, однако воз и ныне там.

Так, принятая в 2013 году подпрограмма «Развитие промышленности РМ и РЗМ» включает в себя проекты с капитальными расходами (Capex) на 150 млрд рублей, но размер господдержки, в том числе на НИОКР, оценивается лишь в 8 млрд рублей. Амбициозную цель обеспечить отечественную промышленность РЗМ на 80% к 2024 году поставил в 2020 году Минпромторг в дорожной карте «Технологии новых материалов и веществ», общий Capex проектов в ней оценивается в 519 млрд рублей, но размер господдержки в виде займов ФРП едва дотягивает до 0,2% — 1 млрд рублей. И наконец, запущенный в прошлом году национальный проект по достижению технологического лидерства «Новые материалы и химия» предусматривает проекты с общими капитальными затратами более чем на 500 млрд рублей с субсидиями на 7,2 млрд рублей.

«Полтриллиона инвестиций планируем, но государственное финансирование — где один миллиард, где семь миллиардов рублей. Ну давайте себе честно признаемся: если у нас нет возможности сегодня финансировать редкоземельную отрасль, видимо, еще не настало время», — заключил Димухамедов. Глава ассоциации РЗМ перечислил меры поддержки, которые сейчас требуются. Это бюджетные инвестиции юридическим лицам на реализацию проектов, сниженные процентные ставки по кредитам и более длительный период льготного кредитования, а также снижение ставки НДПИ.

Замдиректора департамента металлургии Минпромторга Константин Федоров признал, что текущий спрос на редкие и редкоземельные столь низкий, что это влияет на окупаемость всех проектов. «В отличие, например, от КНР, где интенсивное употребление этих металлов организовано ровно, как и производство», — пояснил Федоров.

Основной проблемой редкоземельной отрасли в России является то, что мы по-прежнему оперируем советским опытом, когда РЗМ в основном использовались в металлургии для улучшения свойств стали, пояснил «Моноклю» Руслан Димухамедов. «Но в СССР просто не было сегодняшнего главного применения редкоземов, а именно магнитной системы неодим-железо-бор, которые пошли в серию только после распада Союза и теперь используются во всех высокотехнологичных отраслях, от электроники до ветрогенерации», — добавил он.

В России с 1960-х годов выпускаются самарий-кобальтовые магниты, которые широко используются в нефтяной промышленности. Благодаря отсутствию в составе железа самарий-кобальтовые магниты не ржавеют и способны выдерживать высокие температуры.

Однако для электромоторов и генераторов, значительный спрос на которые, в числе прочего, предъявляют производители электромобилей и ветрогенераторов, предпочтительнее использование неодимовых магнитов.

Поэтому критически важным для формирования внутреннего спроса является создание в России производства неодимовых магнитов. И, согласно дорожной карте Минпромторга, такой завод должен был быть построен и сдан в полном объеме к 2024 году. Проект этот реализует компания «Росатом МеталлТех».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Семена раздора Семена раздора

Наибольший объем квот на импорт семян получили никому не известные компании

Монокль
Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака

Как раскрыли аферу Аманды Райли из США по борьбе с раком

ТехИнсайдер
Анна Плетнева Анна Плетнева

Певица уверяет, что она заколдованная и выигрывает всегда у всех мужчин!

Playboy
Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно Евгения Добровольская. От комедии до трагедии и обратно

Наша профессия — самая зависимая. При внешнем лоске самая бесправная

Караван историй
Макар Хлебников Макар Хлебников

Макар Хлебников об экспедиции в Якутию, шаманских обрядах и работе с Борисовым

Grazia
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
Эволюция Бриджит Джонс: путь от неловкой девушки до эмоционально зрелой женщины Эволюция Бриджит Джонс: путь от неловкой девушки до эмоционально зрелой женщины

За что мы так любим Бриджит Джонс? Разбираемся вместе с психологом

Psychologies
Нефтяной покер Трампа Нефтяной покер Трампа

Снижение мировых цен на нефть: политический блеф или продуманная комбинация

Деньги
Инвестиции без страха Инвестиции без страха

Создание Первой ткацкой фабрики — уникальный для российского легпрома проект

Монокль
Государство под киберударом Государство под киберударом

Как совершаются кибератаки на российские госструктуры

Ведомости
Булгаковское Средневековье Булгаковское Средневековье

Что роман «Мастер и Маргарита» унаследовал от Средневековья

Вокруг света
Тройная радость Тройная радость

Маша Миногарова, Аня Pokrov и Яна Пилецкая раскрывают души, планы и косметички

VOICE
Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях» Глеб Калюжный: «Стал более разборчив в людях»

Глеб Калюжный о планах на будущее и переменах в личной жизни

VOICE
Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию Сила маркетинга: рекламные кейсы, которые меняют индустрию

Отрывок из книги «50 кейсов, которые изменили маркетинг»

Inc.
Дизайн-мотиватор Дизайн-мотиватор

Как создать идеальные условия для новых начинаний

Лиза
«Амбиции — ключевой фактор успеха» «Амбиции — ключевой фактор успеха»

Главный винодел Esse Наталья Дынникова о том, чему она научилась у Олега Репина

РБК
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Добро пожаловать к столу Добро пожаловать к столу

Рассказываем о застольных манерах и правилах хорошего тона в ресторанах

Grazia
Как уборка, готовка и уход за детьми связаны с экономическим неравенством Как уборка, готовка и уход за детьми связаны с экономическим неравенством

Как неравенство в бытовых вопросах влияет на мировую экономику

Forbes
История любви История любви

Почему личные фонды — альтернатива западным трастам и частным фондам?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Холодная элегантность Холодная элегантность

Обновление интерьера квартиры в современном стиле и элементами ар-деко

SALON-Interior
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
«Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь «Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь

С чем связан неожиданный glow-up после уход от партнера?

Psychologies
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
Пентхаус на слиянии двух рек Пентхаус на слиянии двух рек

Екатерина Богачик о современном интерьере квартиры в пентхаусе

SALON-Interior
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай

Продюсер Вячеслав Дусмухаметов — о производстве полнометражных фильмов

Ведомости
Шеф и деньги Шеф и деньги

Современный шеф уже не может позволить себе оставаться только художником

Bones
Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде Здоровый симбиоз: почему врачам и айтишникам важно работать в команде

Что мешает медикам и «технарям» понять друг друга?

Forbes
Открыть в приложении