Задача изучения дальнего космоса людьми сегодня по-прежнему актуальна

МонокльНаука

Натан Эйсмонт: «Ракета Н-1 сильно превысила 30-процентный порог допустимой новизны»

Лунная ракета оказалась сгустком инноваций, и для ее доводки на Земле не хватило времени и ресурсов. Но задача изучения дальнего космоса не только автоматами, но и людьми сегодня по-прежнему актуальна

Александр Ивантер

Ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт. Фото: Олег Сердечников

Обсудить советский фальстарт в лунной гонке и выяснить значение проекта Н-1 в настоящем и будущем космонавтики с «Моноклем» согласился Натан Эйсмонт, ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН.

Натан Андреевич знает об этой программе не понаслышке. После окончания Московского авиационного института в 1962 году Эйсмонт начал работу в конструкторском отделе королёвской космической «фирмы» ОКБ-1 в подмосковных Подлипках и сразу же влился в команду проектантов ракеты.

— Знакомство с мемуарами и документами советского космического проекта конца 1950-х годов создает впечатление, что у СССР в тот период не было исключительной фокусировки на Луне как приоритете исследования космоса. Луна, Венера, Марс перечислялись через запятую. Сергей Павлович Королев, кажется, больше мечтал об освоении не Луны, а Марса?

— Я бы так не сказал. Во всяком случае, целеполагание исследования Луны в СССР и в США возникло практически одновременно — на этом «нулевом» этапе никакого нашего отставания не было.

К тому же с инженерно-конструкторской точки зрения лететь что на Луну, что на Венеру примерно одно и то же. Да и на Марс принципиальной разницы нет: в любом случае нужен носитель, способный сообщить полезной нагрузке, кораблю вторую космическую скорость.

— Общим местом в обсуждениях причин проигрыша СССР в лунной гонке считается конфликт Королева с главным ракетным двигателистом Валентином Глушко вокруг выбора топлива для двигателей ракеты Н-1. В результате движки для лунной ракеты создавала куйбышевская фирма Николая Кузнецова, делавшая до этого авиадвигатели. А тут получили заказ не по профилю и не справились. Вы согласны с такой трактовкой?

— Такая точка зрения выглядит чересчур упрощенно. Кузнецов делал отличные авиационные двигатели. А если сравнивать авиационные и жидкостные реактивные двигатели как инженерные изделия, то первые существенно сложнее. И Николай Дмитриевич смело взялся за дело. Я категорически не согласен с тем, что «кузнецовцы» не справились. Двигатели НК-15 для проекта H-1 по своим качественным характеристикам, прежде всего по удельному импульсу, существенно превосходят двигатели первой ступени американской лунной ракеты.

— Но ракета «Сатурн-5» с двигателями F1 выполнила свою задачу — доставила астронавтов на Луну, а наша Н-1 с отличными кузнецовскими двигателями так ни разу и не вышла в космос.

— Каждый двигатель рождается «сырым» и нуждается в доводке путем долгих испытаний. Характерный срок создания ракетного двигателя — от технического задания до надежной работы в составе ракеты-носителя — составляет десять лет. К моменту четвертого испытательного пуска Н-1 в 1972 году двигатели НК-15 уже были доведены до необходимого уровня надежности, авария ракеты случилась по другим причинам. Кстати, считающийся до сих пор непревзойденным в мировом ракетном двигателестроении РД-170 Валентина Глушко, безупречно показавший себя на двух пусках нашей сверхтяжелой ракеты «Энергия», создавался тоже десять лет, с 1976-го по 1986-й.

— Тогда возникает вопрос: а почему прекрасные двигатели НК-15 не довели — по отдельности и в связке из 30 штук первой ступени — до нужной кондиции на Земле? Почему отказались от стендовых огневых испытаний? Разве это решение не было похоже на авантюру?

— У Глушко было десять лет, а у Королева с Кузнецовым — нет. Из нашего спокойного далека легко раздавать нелицеприятные оценки. Перенеситесь в ту эпоху, поставьте себя на место Королева и его соратников, которые находились под жесточайшим прессом ответственности и давления руководства космической отрасли и политических лидеров страны. Наземные огневые испытания — это дорого и долго. А проигрыш в лунной гонке смерти подобен! Просто немыслим.

— Но пятнадцать лет спустя была такая же гонка с многоразовой транспортной космической системой. Мы торопились создать систему «Энергия» — «Буран», которая по своим возможностям ни в чем не уступала бы американским «Шаттлам». Но тогда Глушко сумел настоять на программе огневых испытаний РД-170 и первой ступени ракеты, а Королев с Н-1 не стал этого делать. Почему?

— Мне трудно сказать. Возможно, Валентин Петрович усвоил печальный урок лунного проекта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
Почему некоторые люди едят, что хотят, и не толстеют? Узнайте ответ экспертов! Почему некоторые люди едят, что хотят, и не толстеют? Узнайте ответ экспертов!

В чем секрет всеядных людей, которые не толстеют?

ТехИнсайдер
Казус Донского Казус Донского

Как завещание Дмитрия Донского привело к междусобице на Руси

Дилетант
Холст, масло, крик Холст, масло, крик

20 фактов про самую известную картину Эдварда Мунка

Weekend
Жанна д’Арк при осаде Орлеана Жанна д’Арк при осаде Орлеана

Картина французского живописца Жюля-Эжена Леневё, посвященная посланнице Бога

Дилетант
Как и где обучиться на самогонщика? Как и где обучиться на самогонщика?

Хотите научиться самогоноварению, но не знаете, с чего начать?

Maxim
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Кто такие нормисы и чем они отличаются от остальных людей Кто такие нормисы и чем они отличаются от остальных людей

Нормис — это оскорбление или комплимент?

Psychologies
Для тех, кому некогда худеть Для тех, кому некогда худеть

Нет времени на диету? Тогда просто скорректируйте питание, уменьшив калорийность

Лиза
Для чего нужен «лосиный тест» и как он помог Toyota? Для чего нужен «лосиный тест» и как он помог Toyota?

Из всех существующих автомобильных испытаний, наиболее известен «тест лося»

4x4 Club
10 интересных каналов в Telegram о технологиях 10 интересных каналов в Telegram о технологиях

Каналы в Telegram о технологиях, искусственном интеллекте и нейросетях

ТехИнсайдер
Чертоги разума: почему вредно знать слишком много и как правильно запоминать информацию Чертоги разума: почему вредно знать слишком много и как правильно запоминать информацию

Оказывается, для эффективной работы мозга необходимо уметь забывать

Psychologies
Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации Ничего не знаю и ничего не хочу. Серьезный разговор о детской мотивации

О детской мотивации, почему она снижается и как преодолеть этот кризис

СНОБ
Звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев рассказал о том, как пережил смерть отца Звезда «Слова пацана» Рузиль Минекаев рассказал о том, как пережил смерть отца

Рузиль Минекаев признался, что потерял папу еще в детстве

Psychologies
«Умница с деньгами»: восемь подкастов для женщин, которые стоит послушать в 2024 году «Умница с деньгами»: восемь подкастов для женщин, которые стоит послушать в 2024 году

Лучшие зарубежные женские подкасты, которые рассказывают об актуальном

Forbes
«Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях «Тайное влечение»: артхаусное кино о токсичных отношениях и профессиональных амбициях

«Тайное влечение»: неровная, но живая и чувственная история о взрослении

Forbes
Работает профессионал Работает профессионал

В чем разница между обычной и профессиональной косметикой – рассказал эксперт

Лиза
Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая» Елена Этуш: «Владимир Абрамович, как умный человек, понимал, что всенародную славу и любовь принесли ему именно комедии Гайдая»

«Владимир Абрамович никогда не разрешал мне говорить, что он великий актер»

Караван историй
«Один день»: мини-сериал Netflix о романтической эмоциональной зависимости «Один день»: мини-сериал Netflix о романтической эмоциональной зависимости

Как сериал «Один день» рассказывает о выматывающей эмоциональной зависимости

Forbes
Ее собственная лига: как Тэйлор Свифт меняет экономику и аудиторию НФЛ Ее собственная лига: как Тэйлор Свифт меняет экономику и аудиторию НФЛ

Как, с помощью Тэйлор Свифт, самая богатая лига мира заработала $331 млн

Forbes
Где-то есть счастливые копии нашей Вселенной. О новом фильме «Прошлые жизни» Где-то есть счастливые копии нашей Вселенной. О новом фильме «Прошлые жизни»

О том, какие культурные уровни спрятаны в мелодраме «Прошлые жизни»

СНОБ
«Американское чтиво»: злободневная сатира на муки творчества, достойная пера Джеймса Болдуина «Американское чтиво»: злободневная сатира на муки творчества, достойная пера Джеймса Болдуина

Почему стоит посмотреть полнометражный режиссерский дебют Корда Джефферсона

Правила жизни
Почему после стирки на одежде появляются дырки: 7 распространенных причин Почему после стирки на одежде появляются дырки: 7 распространенных причин

Почему и как стирка в стиральной машине может испортить одежду

ТехИнсайдер
Мозговой штурм: за кем следить в мире нейроинтерфейсов и что их ждет в будущем Мозговой штурм: за кем следить в мире нейроинтерфейсов и что их ждет в будущем

Для чего ученые пытаются совместить человеческий мозг с компьютером

Forbes
Театр хора и балета Театр хора и балета

Как последняя советская политэмигрантка превратила свой опыт в искусство

Weekend
«Свое перемещение на Запад он никогда не называл эмиграцией — для него это было изгнание» «Свое перемещение на Запад он никогда не называл эмиграцией — для него это было изгнание»

Как Александр Солженицын относился к эмиграции и почему вернулся победителем

Weekend
Маргарита без Мастера: 10 фильмов и сериалов с Юлией Снигирь Маргарита без Мастера: 10 фильмов и сериалов с Юлией Снигирь

Вспомним десять проектов с Юлией Снигирь, которые стоит посмотреть

Правила жизни
Привет из прошлого Привет из прошлого

Зачем пишут бывшие и что им отвечать?

Лиза
Любовь Аркус — Forbes: «Женщина тащит весь груз, который природа ей предоставляет» Любовь Аркус — Forbes: «Женщина тащит весь груз, который природа ей предоставляет»

Режиссер Любовь Аркус — как честно высказываться в условиях цензуры

Forbes
Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того

Стресс на руководящей должности может сократить продолжительность жизни

ТехИнсайдер
Открыть в приложении