Как капитан 2 ранга и моряк до мозга костей ходил в экспедицию по степи

Наука и техникаИстория

Первая физико-географическая экспедиция С.О. Макарова

Юрий Каторин

После выхода к границам Средней Азии император Александр II (1818– 1881) повел последовательный курс на присоединение к Российской империи среднеазиатских ханств и эмиратов. Русским войскам ставилась задача прекратить дерзкие набеги местных племен на приграничные земли, покорить их силой оружия, защитить караванные пути и обеспечить развитие торговли с Персией, Афганистаном и Индией. 15–17 июня 1865 г. генерал-майор Михаил Григорьевич Черняев (1828–1898) штурмом взял Ташкент, в мае–июне 1868 г. генерал-лейтенант Константин Петрович фон Кауфман (1818–1882) занял Самарканд и покорил Бухару, а в мае–июне 1873 г. завоевал Хиву, зимой 1876 г. генерал-майор Михаил Дмитриевич Скобелев (1843–1882) весьма жестко, но окончательно усмирил Кокандское ханство, преобразованное в Ферганскую область. После этих трудных походов оставался последний, но зато самый опасный очаг воинственного разбоя – Ахал-Текинский оазис, в котором проживало до 90 тыс. человек.

Капитан 2 ранга С.О. Макаров

12 января 1880 г. Император Александр II назначил начальником будущей экспедиции на Ахал-Теке героя Русско-турецкой войны генерал-адъютанта М.Д. Скобелева, хорошо знавшего специфику региона и прославившегося ранее решительными и умелыми действиями против хивинцев и кокандцев. Флигель-адъютанту Степану Осиповичу Макарову (1848–1904) поручили возглавить морскую часть экспедиции. Не зная всех деталей, трудно даже представить, как Макаров, в то время уже капитан 2 ранга, георгиевский кавалер и моряк до мозга костей, мог добровольно согласиться на участие в экспедиции, основным содержанием которой был труднейший переход по безводной и пустынной степи.

Карта бассейна реки Атрек

Скобелеву приходилось ранее воевать в Туркестане, поэтому он прекрасно понимал все трудности войны с текинцами. Знал он и то, что не меньшую трудность будет представлять и сам поход по пустыне на сотни верст под палящими лучами солнца. В этих условиях успех экспедиции всецело зависел от бесперебойного снабжения армии продовольствием, боеприпасами и всем необходимым. Тогда возникла идея использовать для перевозок реку Атрек, впадающую в Каспийское море и граничащую в нижнем течении с Персией, а значит, и предположение, что боевые действия против текинцев придется вести и на воде. Поэтому когда генерал Скобелев предложил Макарову возглавить морскую часть экспедиции, то он охотно принял это предложение.

Паровой катер Российского Императорского флота («каспийские» катера установки для стрельбы метательными минами не имели

Для этого по просьбе Скобелева генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич (1827–1892) выделил четыре паровых катера Балтийского флота. Катера были сняты с броненосной батареи «Не тронь меня» (№ 58) и башенных броненосных фрегатов «Адмирал Грейг» (№ 59), «Адмирал Чичагов» (№ 60), «Адмирал Лазарев» (№ 75). Построены в 1868 г. из дерева, имели водоизмещение 4,5 т, длину 8,5 м (27 ф.и 10 д.), ширину 2,12 м (7 ф.), осадку носом 0,61 м (2 ф.), кормой (без груза) 0,76 м (2 ф. и 6 д.), машину мощностью в 5 н.л.с., скорость 7,5 узлов. Эту удачную конструкцию на базе французского проекта разработала фирма (с 1882 г. «Крейтон и К»), имевшая верфь в финском городе Або (нынешний Турку). На них должны были установить на морских станках 6 картечниц Фарингтона и 2 орудия Энгстрема. С учетом того, что в большинстве случаев придется плавать по реке Атрек всем катерам совместно в кильватере, эти

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении