Монеты с места кораблекрушения XV века рассказали о денежных проблемах датского короля
Ученые исследовали монеты, найденные на месте гибели датского королевского флагмана «Грипсхунден», которое произошло в июне 1495 года. Монеты сильно деградировали на морском дне и слиплись в комок, не поддающийся разделению, но большинство их удалось идентифицировать с помощью микротомографического анализа. Деньги принадлежали, по-видимому, знатному человеку, находившемуся на борту корабля в момент катастрофы. Исследователи определили время и место их чеканки и пришли к выводу о нехватке звонкой монеты, которую в конце XV века испытывала Дания, претендовавшая на лидерство в Кальмарской унии. Необходимость оплачивать многочисленных наемников вынуждала короля не только сохранять в обращении старые монеты, но и увеличить количество монетных дворов, сообщает статья в журнале Journal of Archaeological Science: Reports.
Кальмарская уния (1397–1523 годы с перерывами) была попыткой политического объединения скандинавских стран — Дании, Швеции и Норвегии. Сближающим фактором стало стремление противостоять немецкой экспансии на севере Европы, и прежде всего — ограничить экономическое и политическое влияние Ганзейского союза. Уния носила личный характер, то есть основывалась на возможности вступления одного монарха на несколько престолов в силу династических обстоятельств. Такие условия сложились в трех скандинавских королевствах в конце XIV века, и в 1397 году королем Дании, Швеции и Норвегии был признан малолетний Эрик Померанский, внучатый племянник Маргариты I Датской.
Объединение оказалось непрочным. Королевства — участники унии сохраняли автономию, не выработали единой системы государственного управления и могли держаться вместе главным образом благодаря воле и могуществу монарха. Между тем аристократия не желала усиления королевской власти. Кроме того, выяснилось, что противоречий между правящими кругами ведущих стран Кальмарской унии — Дании и Швеции — гораздо больше, чем общих интересов. Шведская знать была недовольна фактическим главенством датчан, которым король предоставлял высокие государственные посты и жаловал земли и замки в Швеции. Датско-Ганзейская война 1426–1435 годов привела к разграблению скандинавских портовых городов и вызвала в Швеции экономический кризис. Население нищало из-за упадка торговли, злоупотреблений датских чиновников и роста налогов. Всеобщее недовольство вылилось в череду восстаний и военных конфликтов, которые постоянно нарушали единство Кальмарской унии, а в 1523 году привели к ее упразднению: Швеция во главе с Густавом I Васой стала самостоятельным королевством, а Норвегия почти на три столетия — до 1814 года — вошла на подчиненных условиях в реальную унию с Данией.
Тем не менее, вплоть до фактического прекращения унии в 1523 году датские короли постоянно пытались сохранить ее при главенствующем положении Дании, применяя как дипломатию, так и военную силу. Одну и таких попыток предпринял в начале лета 1495 года король Иоганн (Ханс) Ольденбург (1481–1513 годы), отправившись с флотом в город Кальмар, чтобы принудить шведского регента Стена Стуре Старшего подчиниться датской короне. Это предприятие в самом начале оказалось омрачено гибелью флагманского корабля — каракки «Грипсхунден», гордости датского флота. Трагедия произошла на якорной стоянке у небольшого островка Стора Экё в виду порта Роннебю на шведском берегу (в то время этот участок побережья принадлежал Дании). Из свидетельств оставшихся в живых очевидцев известно, что на «Грипсхундене» случились пожар и взрыв, после которых корабль затонул. Король не пострадал, так как к этому моменту уже покинул борт корабля, но большинство моряков, солдат, свитских дворян и королевских слуг (всего на борту находилось около 150 человек) погибли. Иоганн все-таки направился в Кальмар, но, не дождавшись там своего врага и будучи лишен после гибели флагмана возможности продемонстрировать свою военную мощь и богатство, вынужден был вернуться в Данию. Двумя годами позднее ему все же удалось одержать верх над Стеном Стуре, но ненадолго — всего до