Master class в темпе вальса. К 80-летию режиссера Алексея Бородина
Юбилей мастера — это всегда повод для торжественных речей и тостов. Но, как известно, художественный руководитель Российского академического молодежного театра Алексей Владимирович Бородин юбилеи не выносит, никаких формальностей не признает, а если и соглашается на какие-то скромные торжества, то только в формате веселого актерского капустника. Тем не менее «Сноб» от души поздравляет юбиляра. К дню рождения одного из самых благородных и талантливых людей нашего театра главный редактор «Сноба» Сергей Николаевич попытался набросать в своем эссе его портрет.
Это было так давно, что, кажется, и не было вовсе. То ли сон, то ли явь? Но нет, не приснились же мне эти «Отцы и дети» на исландском языке в РАМТе! Чужие на русский слух скандинавские звуки, доносящиеся со сцены, окрашивали знакомый сюжет Тургенева в северный, строгий колер. Но где-то ближе к финалу действие вдруг прерывал вальс. Бесконечный вальс Одинцовой и Базарова. Кажется, что может быть скучнее на сцене зрелища бесконечно кружащейся пары? Один тур вальса, второй, третий… Но эти двое продолжали нарезать круги, как бы и не думая вовсе, что это может кому-то наскучить или затормозить действие. И в этом было «величие замысла». Совсем не хотелось, чтобы этот вальс когда-нибудь заканчивался. Пусть танцуют, думал я. Это же так красиво! Для меня этот танец стал чем-то вроде символа Театра Алексея Бородина. Ведь это он поставил и вальс, и сам спектакль, привезенный на гастроли из далекого Рейкьявика.
Уже много лет его Театр существует помимо любой конъюнктуры и моды и даже вопреки им. В своем темпоритме. Сам по себе. Остров театральной Утопии. В непосредственной близости от государственных твердынь Большого и Малого театров. Адрес, конечно, имеет значение. «Театральная площадь, д. 2» Анатолий Васильевич Эфрос вспоминал, какой для него было радостью после трех сезонов в Рязани снова оказаться в Москве и только просто каждое утро подниматься по мраморной лестнице Центрального Детского театра. Тогда он еще был «Детский»! «Российским Молодежным» он стал при Бородине. Он вообще из тех людей, кто умеет менять не только названия, но и жизнь. Причем делает это без резких жестов и громких манифестов. а тихо, плавно, стараясь никого не задеть словом или локтем. В ритме вальса. Раз-два-три...