Дискуссия о том, почему подобные истории до сих пор принято замалчивать

СНОБОбщество

Домашнее насилие — от сериала до закона. Дискуссия

Онлайн-кинотеатр KION показал сериал «Хрустальный», который стал первым примером массового продукта, затрагивающего тему домашнего насилия. Совместно с проектом «Сноб» и медиа «Такие дела» в рамках показа финальной серии прошла дискуссия о том, почему подобные истории до сих пор принято замалчивать

Ренат Давлетгильдеев, заместитель главного редактора проекта «Сноб»: Сериал «Хрустальный» рассказывает о домашнем насилии и психотравмах. И, пожалуй, это первый подобный проект, который транслирует разговор на неудобную, стигматизированную тему в массовую культуру. Сегодня мы хотим поговорить о том, как пережить домашнее насилие, справиться с травмой и жить дальше. Первый вопрос создателю сериала Игорю Мишину. Как вы решились говорить на эту тему и почему сегодня видеосервисы начинают производство и съемки подобных проектов с серьезным социальным уклоном?

4548ecac5cdc744fdfbb4a8d4c551aa530926abbe1ac12bda4a6ea4ae9f2b5fd.jpg

Игорь Мишин, гендиректор «МТС Медиа» и продюсер сериала «Хрустальный»: Четыре года назад сценарист и режиссер Борис Гуц принес мне проект, посвященный психологическим травмам, связанным с насилием в детском и подростковом возрасте. Они, казалось бы, стираются при взрослении, но вскрываются при попадании в сложные эмоциональные ситуации и определяют жизнь, поведение и ощущения человека.

Борис занялся другими проектами, а я искал разных авторов разработки этой темы. Многие не находили в себе моральных сил и психологической крепости, чтобы вытянуть такое. Но случилась удача — наша встреча с Олегом Маловичко. Из нескольких предложенных нами историй он выбрал эту.

В «Хрустальном» мы исследуем, как люди проживают детскую травму длиною в жизнь. Я узнал термин social impact entertainment где-то полгода назад и понял, что он характеризует практически 2/3 проектов, которые мы разрабатываем для платформы KION. В моем представлении все последние хиты платформ — это именно social impact entertainment: «Чики», «Толя-робот», «Хрустальный» и «Домашний арест», который вообще начинался как чистая комедия.

Сейчас эпоха онлайн-кинотеатров. Такой формат дает возможность с невероятной искренностью и честностью разговаривать на эти темы. Хочется сформировать традицию, что все наши проекты об общественно важном будут заканчиваться не только последними сериями, но и офлайн-событиями, как, например, эта дискуссия.

df750c2afe0396d3df5b833d0af761f2f250fd2d24753478377a1ac6b269b5ff.jpgРенат Давлетгильдеев: С нами креативный продюсер сериала Наталья Исакова. Наташа, скажи, пожалуйста, жест со стороны «МТС Медиа» и платформы KION — снять такой сериал — это про некую социальную миссию или в том числе про рынок, про индустрию?

4d1ad4d8dd12c655d9a23d913a2caffed3c4e5b002835c7309e8f8dc9c97f149.jpg

Наталья Исакова, креативный продюсер: Эта история важна для меня, поэтому что в детстве я встретилась с похожим на то, что происходит с Олегом в сериале, — это случилось с мальчиком, который учился в параллельном классе. Когда мы искали автора сценария, для меня было очень важно найти драматурга, который имеет релевантный опыт.

Изначально были разные концепции: снимать в холодном нуаре или как-то еще. В итоге мы решили показать, как живет зло под солнцем. Меня удивило то, что наш сериал смотрит вся Россия. Я боялась, что тема насилия настолько табуирована, что мужчины не смогут это смотреть и спокойно об этом говорить, но, как выяснилось, в обществе созрела ситуация, когда говорить об этом хочется.

e8fc7e7d44e4b7f58c22b4c1404e10bf7ffe1e8257794579b4f053db50660da8.jpg

Олег Маловичко, сценарист и автор идеи сериала «Хрустальный»: Я закончил работу над сериалом год назад. И тот резонанс, который он вызвал, стал для меня огромным сюрпризом. Я понял, что для того, чтобы проект выстрелил, он должен быть немного противоречивым и провоцировать дискуссию. Мне кажется, «Хрустальный» четко попадает в этот запрос.

Ренат Давлетгильдеев: Давайте перейдем от обсуждения сериала «Хрустальный» к более широкому разговору о домашнем насилии и презентации этой темы в кино. Я хотел бы передать слово Елене Афанасьевой, ведущей программы «Телохранитель» на радио «Эхо Москвы» и директору планирования Первого канала. Мне кажется, вы смотрите гораздо больше телевизионного продукта, чем я. Я не помню похожих сериалов. Чем сериал «Хрустальный» выделяется из общего ряда?

59276c932355730c23c09a0f33b2178cbb5f96887373bdb5ee636b517ca6409c.jpg

Елена Афанасьева, ведущая программы «Телохранитель» на радио «Эхо Москвы:Во-первых, этот сериал надо было назвать «Брат-3», потому что впервые за десятилетия у нас появился герой времени. Какое время, такой и герой. Изломанный с детства, юности, преданный, мучающийся сам и мучающий других. Наверное, год назад как раз в моей программе «Телохранитель» мы со Шнуровым и Тиной Канделаки обсуждали, кто герой времени, и пришли к выводу, что со времен Данилы Багрова таких героев не было.

Для меня этот сериал оказался неожиданно личным. Я не переживала чего-то похожего, я, скорее, эта девочка — дочка Геннадия, которую тщательно оберегали. При этом когда я смотрела первую серию, то сжимала пальцы и не могла понять, почему мне так тяжело. Я понимала, что история выворачивает меня наизнанку, рассказывает мне про то, чего я не знаю, чего всегда стыдились, скрывали. Действие происходит в шахтовом городе — часть моей родни живет в городе Шахты. И когда Душан, Олег и Иван Самохвалов были гостями моей программы, я спросила, где они снимали, оказалось, что именно там — в небольшом городке Ростовской области. В тот момент у меня встал ком в горле.

Сейчас у меня руки дрожат. Когда я смотрела каждую серию, я останавливала, ходила по комнате, иногда я пила коньяк, потому что мне было так больно смотреть. Но каждый раз для меня это проясняло многое. Мои родители болеют деменцией. Во время просмотра я очень много думала об отношениях, о долге, о прощении. Я обижалась, что они так строго меня воспитывали, я была очень послушной девочкой. Посмотрев «Хрустальный», я поняла, от чего они меня защищали. Сейчас я первый раз вижу свою страну на экране, и у этой страны появляется шанс. Единственная, может быть, маленькая претензия авторам. Мне бы хотелось, чтобы они не увозили этих людей из Хрустального, а дали городу, как и нашей стране, шанс.

Ренат Давлетгильдеев: С нами сегодня Григорий Туманов, ведущий важного телеграм-канала «Мужчины, вы куда». Парни обычно не признаются в травме, в боли. Однажды я рассказал публично свою историю. Может быть, кто-то про нее читал. У меня был случай с Владимиром Жириновским. И после публичного признания в сексуальных домогательствах с его стороны я получил вал критики и обвинений в свой адрес. Мальчики вообще чаще молчат, им тяжелее говорить, мол, мы не имеем права плакать, мы должны быть всегда сильными. Как объяснить ребятам, что они тоже имеют право на слезы и признание?

7e873c96fbc6ef9fef15ef37a64d533a6ccb29c740da7c52c1683760fccc36fb.jpg

Григорий Туманов, создатель телеграм-канала «Мужчины, вы куда?»: Я думаю, что ты подвергся такой общественной реакции в том числе потому, что у нас не принято в целом выносить пережитый опыт насилия и обвинять человека в попытке привлечь к себе внимание, с чем больше всего сталкиваются девушки. Также это связано с твоей сексуальностью.

Мы видим, что происходит с девушками, которые пишут об историях давно минувших дней, но далеко не минувших их жизнь. Думаю, что, когда молодой человек, воспитанный как «настоящий мужчина», как тот, кто кого-то должен защищать, подвергается насилию, он чувствует себя вдвойне неправильным. Давайте вспомним, что парни переживают некий иной сценарий насилия в повседневности, потому что девушки сталкиваются с домашним насилием и со всеми другими омерзительными историями.

Я тоже переживал какие-то травмы, избиения и давление, в том числе от старшего брата, с которым мы уже много лет не общаемся. Гораздо более страшная штука в том, что когда ты парень, к тому же и не говоришь об этом, держишь это в себе, то ты можешь насилие множить дальше. Как парням начать говорить о том, что они что-то пережили, и то, что более связано с сексуальным насилием, здесь и сейчас я с трудом представляю, кроме создания какой-то более комфортной среды.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Салман Рушди: «Нож». Отрывок из новой книги писателя Салман Рушди: «Нож». Отрывок из новой книги писателя

Генетика против рака: как клеточная инженерия спасла жизнь Эмили Уайтхед

СНОБ
Булочки Cinnabon как пример сокращения рисков и можно ли накопить на отпуск, если вы не готовы рисковать Булочки Cinnabon как пример сокращения рисков и можно ли накопить на отпуск, если вы не готовы рисковать

Отрывок из книги Эллисон Шрагер «Заходит экономист в публичный дом»

Inc.
«Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин «Я проголосовала!»: как Сьюзен Энтони боролась за избирательное право для женщин

Чем суфражистка Сьюзен Энтони может вдохновить современных активисток?

Forbes
Выключение света по ночам назвали эффективным способом сократить гибель перелетных птиц Выключение света по ночам назвали эффективным способом сократить гибель перелетных птиц

Чтобы уменьшить смертность птиц — достаточно гасить на ночь половину окон центра

N+1
Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций Возможно, математик раскрыл тайну красивейших птичьих мурмураций

Математик Энди Рейнольдс, возможно, разгадал тайну птичьих мурмураций

ТехИнсайдер
6 тюрем строгого режима, за ночь в которых не жалко отдать свободу 6 тюрем строгого режима, за ночь в которых не жалко отдать свободу

Отели, которые мастерски замаскировались под казематы и остроги

Maxim
«Я не хочу ничего решать» — губительная позиция, считает Михаил Лабковский «Я не хочу ничего решать» — губительная позиция, считает Михаил Лабковский

«Я не хочу ничего решать» — позиция истеричных и инфантильных людей

Cosmopolitan
Бес отпуска Бес отпуска

Почему, планируя расслабиться, мы получаем лишь дополнительный стресс?

Cosmopolitan
Генеральный директор «Евростроя» — о покупателях элитной недвижимости Генеральный директор «Евростроя» — о покупателях элитной недвижимости

Кто покупает самые дорогие квартиры?

РБК
Остров Остров

Прошлое острова Диксон – это освоение Северного морского пути и наука

Вокруг света
Пять опасных насекомых Пять опасных насекомых

Летом насекомые могут стать причиной серьёзных проблем

Здоровье
Не дом и не улица Не дом и не улица

«Умная» беседка для сада или пентхауса — бонус для продвинутого современника

SALON-Interior
Археологи осветили пещеру палеолитическими методами Археологи осветили пещеру палеолитическими методами

Ученые установили основные источники света, которые использовали люди палеолита

N+1
Минет как долг: что не так с концепцией супружеских обязанностей Минет как долг: что не так с концепцией супружеских обязанностей

Почему секс не может быть обязанностью?

Cosmopolitan
Это провокация Это провокация

Гарри Нуриев рассказал, кто и что интересует его в современном искусстве

AD
Какими были тесты на отцовство до изобретения ДНК-тестов Какими были тесты на отцовство до изобретения ДНК-тестов

Как ученые определяли настоящего биологического отца ребенка до ДНК-тестов

Популярная механика
Надежда Васильева Надежда Васильева

Художник по костюмам Надежда Васильева, автор легендарного образа Сергея Бодрова

Собака.ru
Топ-5 инфекций, которые легко подхватить летом Топ-5 инфекций, которые легко подхватить летом

Летний сезон – горячая пора для кишечных инфекций

Лиза
«Стараюсь удерживать вес, и это у меня получается» «Стараюсь удерживать вес, и это у меня получается»

Опыт похудения на диете Дюкана

Худеем правильно
Что такое «новый мужской костюм» и при чем тут рубашки с алоэ вера Что такое «новый мужской костюм» и при чем тут рубашки с алоэ вера

Нужна ли современному пиджаку подкладка, а брюкам — стрелки?

РБК
Кимчи и комплекс неполноценности капусты: отрывок из книги «Корейская волна. Как маленькая страна покорила весь мир» Кимчи и комплекс неполноценности капусты: отрывок из книги «Корейская волна. Как маленькая страна покорила весь мир»

Отрывок книги о Корее, посвященный одному из главных национальных блюд — кимчи

Вокруг света
От Афродиты до Мэрилин: как менялись идеалы женской красоты От Афродиты до Мэрилин: как менялись идеалы женской красоты

Идеалы женской красоты в разные эпохи

Cosmopolitan
Доставка без риска: как IT-решения снизили воровство курьеров и помогли заняться развитием бизнеса Доставка без риска: как IT-решения снизили воровство курьеров и помогли заняться развитием бизнеса

Рынок экспресс-доставки стал одним из триумфаторов 2020 года

Forbes
Золотодобытчики Золотодобытчики

Чемпионы прошлых Олимпиад передают свой огонь молодым атлетам

Men’s Health
Просто вместе Просто вместе

Они доказывают всем вокруг, что дружба между женщиной и мужчиной реальна

Harper's Bazaar
Как русскоязычная поп-музыка стала думать сердцем и обрела тысячу лиц Как русскоязычная поп-музыка стала думать сердцем и обрела тысячу лиц

Почему неопоп — это наиболее искренняя форма поп-музыки и причем здесь соцсети

РБК
Как сложились судьбы групп «Фабрики звезд»: «Корни», «Челси», «Тутси» и другие Как сложились судьбы групп «Фабрики звезд»: «Корни», «Челси», «Тутси» и другие

Как сейчас живут группы «Фабрики звезд»?

Cosmopolitan
Что случается после «да». Почему секспросвет молчит о женском оргазме Что случается после «да». Почему секспросвет молчит о женском оргазме

Почему тема женского оргазма — тайна, покрытая мраком

СНОБ
Прекрасная роза! Самые яркие выходы звезд в свет в платьях с цветочным принтом Прекрасная роза! Самые яркие выходы звезд в свет в платьях с цветочным принтом

Звезды, которые вышли на красную дорожку в платьях с цветочным принтом

Cosmopolitan
Собрание отчуждений Собрание отчуждений

О выставке «Охотники за искусством» и коллекционировании как эскапизме

Weekend
Открыть в приложении