Вы нам не подходите
5 ошибок кандидата. На собеседовании лучше быть откровенной или уходить от неудобных вопросов? Вести себя сдержанно или свободно? От выбранной тактики зависит успех
Пройти собеседование при приеме на работу – все равно что пересечь минное поле. Один неверный шаг-ответ может разом перечеркнуть и впечатляющее резюме, и с блеском выполненное тестовое задание. Сказать лишнее, недооценить свои заслуги или попасться в коварно расставленную ловушку... Каких промахов стоит избегать, общаясь с потенциальным работодателем, чтобы получить вакансию мечты?
Болтун – находка для шпиона
В самом начале собеседования тебя наверняка попросят рассказать о себе. Безобидный на первый взгляд вопрос на деле скрывает второе и даже третье дно. Кроме возможности дать тебе расслабиться и почувствовать себя увереннее на знакомой почве, он позволяет выяснить твои жизненные приоритеты (именно о значимых вещах и фактах люди говорят в первую очередь) и оценить твое умение сохранять концентрацию на главном и не слишком отклоняться в сторону.
ОШИБКА: Начинать свои пространные мемуары с воспоминаний о бенефисах на корпоративных вечеринках, уделять слишком большое внимание своей личной жизни или вводить в сюжет второстепенных персонажей вроде бывших коллег или вредных подруг. Все это уводит на задний план историю о твоем профессионализме и карьерных достижениях.
КАК ПРАВИЛЬНО: Придерживайся четкой структуры. Сначала расскажи о прошлом: о своих успехах и опыте. Затем о настоящем: почему тебя привлекла эта вакансия и чем ты можешь быть полезна компании. И наконец, о будущем: о планах и результатах, которых ты, без сомнения, достигнешь, если тебя возьмут.
Чистый лист
Умение делать свою работу на «отлично» – еще не все. Принимая приглашение на собеседование, ты должна быть в курсе, что вообще происходит в экономике и чем живет сейчас «твоя» компания. Иначе рискуешь засыпаться на первом же теоретическом вопросе и оставить впечатление недалекой и лишенной амбиций кандидатки.
ОШИБКА: Студенческие хитрости, шитые белыми нитками, тут не пройдут. Не нужно отделываться общими фразами или спешно изобретать альтернативную историю, если тебе задали конкретный вопрос про компанию, где ты планируешь работать. Признаваться, что впервые узнала о работодателе из описания вакансии, – тоже не лучшая идея.
КАК ПРАВИЛЬНО: Перед собеседованием поищи упоминания о компании в Интернете. Изучи ее корпоративный сайт и почитай свежие новости.
Не по любви
Громкое название – не единственный и даже не самый весомый аргумент, когда ты определяешься с будущим местом работы. Хорошая зарплата, звучная должность, которую не стыдно указать на визитке, близость офиса от дома или как минимум удобный маршрут, разные «плюшки», входящие в соцпакет, делают работу желанной и стимулируют побороться за нее с другими кандидатами.
ОШИБКА: Излишняя честность при ответе на вопрос «Почему вы хотите у нас работать» может сослужить плохую службу. Собеседующий тебя HR-специалист, безусловно, способен по-человечески разделить с тобой меркантильную радость от ежемесячных премий или удобного графика, позволяющего вовремя забирать ребенка из сада. Но твою ценность как будущего сотрудника такие ответы отнюдь не повышают. Кстати, как и чрезмерная восторженность: работодатель должен понимать, что ты выбрала эту вакансию, взвесив все «за» и «против», а не дав волю эмоциям и детским мечтам.
КАК ПРАВИЛЬНО: Твои амбиции, желание учиться новому, воплощать масштабные идеи и менять мир – вот карты, которые стоит вытащить из рукава на собеседовании. Не бойся немного побыть Гермионой Грейнджер. Заодно поймешь, приветствуется ли в компании инициатива и готово ли руководство вкладываться в развитие и обучение сотрудников.
Тишина в эфире
HR-специалисты, успевшие провести не одну сотню собеседований, признаются, что на оценку кандидата часто влияет его готовность – вернее, неготовность – вести игру «в одни ворота». Если в беседе ты не проявляешь никакой инициативы – это тревожный сигнал. Либо вакансия тебе не слишком интересна, либо ты в полуобмороке от страха и неуверенности в себе, что ставит под сомнение твою профессиональную компетентность.
ОШИБКА: Односложные флегматичные ответы и отстраненный взгляд подходят скорее для уставшей от бесконечных интервью знаменитости, чем для перспективного кандидата. Переспрашивать, уточнять, в меру шутить – совершенно нормально даже при собеседовании на очень серьезную должность.
КАК ПРАВИЛЬНО: Обязательно заготовь 3–5 встречных вопросов, которые сможешь задать по ходу или после основной части беседы. Лучше, если они будут касаться неформальных правил, принятых в компании (о формальных тебе наверняка расскажут и так), и корпоративной культуры. Тем самым ты покажешь, что не упускаешь из виду ни одной детали и по-настоящему интересуешься, чем и как организация живет.
Мадам Помпадур
Потратить несколько часов, чтобы в первые двадцать секунд произвести правильное впечатление? Да и еще раз да! При этом неважно, речь идет о штатной должности или фрилансе, офисной работе или удаленной, солидной компании со сложившимися традициями или молодой, развивающейся, со свободными взглядами. Твой внешний вид имеет значение – и точка.
ОШИБКА: Слишком вычурный наряд, подчеркнутая небрежность или выбивающиеся из общей картины детали, призванные продемонстрировать богатый внутренний мир. Все это в равной степени способно уронить твой имидж профессионала в глазах работодателя. Плохую службу может сослужить желание поэкспериментировать с новой прической или макияжем: в непривычном образе ты будешь чувствовать себя не так уверенно, как могла бы.
КАК ПРАВИЛЬНО: Беспроигрышный рецепт дресс-кода для собеседования – классика. Спокойные тона, сдержанный макияж, продуманные аксессуары, длина миди, удобные лодочки с каблуком или без. Этот базовый набор ты можешь чуть изменить, если боишься быть слишком похожей на героиню «Служебного романа», но сильно отклоняться от него не стоит.
Скажи себе «Стоп»!
Собеседование – всегда немного игра и осторожная манипуляция. Но, пытаясь склонить работодателя на свою сторону, не увлекайся запрещенными приемами:
✔ ЖАЛОСТЬ. Не упирай на свой статус матери-одиночки и не говори, что эта работа – последний шанс для тебя выбраться из финансовых затруднений. Эйчар не обязан проникаться твоими проблемами и немедленно браться за их решение.
✔ ХВАСТОВСТВО. Проекты, которые были реализованы целой командой, не называй своей единоличной заслугой. Обычно такое преувеличение сразу чувствуется. Не заявляй, что ты была лучшей сотрудницей. Лучше рассказывай о своих достижениях.
Разведка боем
ПЕРЕД СОБЕСЕДОВАНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЧИТАЙ ФОРУМЫ С «ЧЕРНЫМИ СПИСКАМИ» РАБОТОДАТЕЛЕЙ. Чем крупнее компания, тем (чисто статистически) больше недовольных отзывов от бывших сотрудников. Но обращай внимание не столько на количество негатива, сколько на его содержание. Жалобы на удаленность офиса от метро или невкусную еду в корпоративной столовой не так страшны, как систематические задержки зарплаты и нарушения трудового кодекса.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru. Текст: Татьяна Выводнова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl