Поиграем в доктора?
Ролевые игры важны для полноценного развития детей. Какую пользу они несут, и как научить ребенка в них играть? Разберемся с экспертом
С их помощью дети учатся общаться, излагать свои мысли, договариваться со своим партнером по игре, убеждать, находя доводы в свою пользу (просто поразительно, насколько малыши порой бывают рассудительными!). Так дети постепенно социализируются – примеряют на себя разные роли, осваивают нормы и правила, принятые в обществе.
Разберемся в понятиях
Ролевые игры бывают двух типов.
► Реалистичные. В них малыш проигрывает ситуации, с которыми сталкивается в жизни – дома, в детском саду, магазине, поликлинике.
► Вымышленные. Это сказочные и фантастические сюжеты, где ребенок выступает в роли волшебника, командира звездного корабля или супергероя, вроде Человека-паука.
От возраста ребенка зависит и «уровень сложности» игры.
► 1–2 года: игры-подражания. Малыш копирует взрослых: кормит-баюкает куклу, «водит» машину, имитирует разговор по телефону.
► 3–5 лет: простые ролевые игры, например дочки-матери. Здесь малыш уже берет на себя роль мамы, врача, продавца. Его персонажи начинают общаться, поэтому ему нужен партнер (лучше сначала взрослый или старший товарищ, который покажет, как играть, затем ровесник). С ним он может строить диалоги, выражать эмоции (радость, недовольство), спорить, уступать или стоять на своем.
► 5–7 лет: сюжетно-ролевые. Дети придумывают целые истории. Наряжаются, едут на бал, знакомятся с принцем... Или строят корабль, летят на планету, сталкиваются со злодеями, побеждают их. В основе таких игр лежат сюжеты из фильмов и книг.
► от 7 лет: творческие сюжетные игры. В них ребенок сам и сценарист, и режиссер. Он свободно фантазирует, опираясь на свой опыт.
Врача вызывали?
Научить ребенка играть – задача мамы. С чего начать? Здесь не может быть однозначных советов. Посмотри, к чему ребенок проявляет интерес, какие игрушки чаще выбирает, какие мультики смотрит. Ну и, разумеется, ситуация должна быть ему знакома. Например, можешь предложить ему полечить любимого жирафика.
► Готовим реквизит. Купи набор «Юный доктор» и/или используй подручные средства. Белым халатом может быть твоя блузка (наверняка есть та, что ты уже не носишь), термометром – палочка для мороженого, бинтом – лента, таблетками – пуговицы или камушки.
► Изучаем тему. Вспомните, как вы ходили к поликлинику: как его осматривал врач, измерял температуру, прослушивал грудь и спину стетоскопом, как медсестра делала укол. Напомни, как ты сама его лечила – давала таблетки, смазывала ранку, наклеивала пластырь.
► Как играть. Придумайте, что случилось с жирафиком: он повредил лапку или простудился. За пациента будешь говорить ты, а так же выступать «голосом за кадром», тихонечко подсказывающем Айболиту, что делать. При этом важно, чтобы ребенок не просто выполнял какие-то действия, но и проявлял сочувствие к больному, утешал его, просил потерпеть.
Мама – главный режиссер
Сюжеты для игр не надо выдумывать – они окружают нас. Надо только их увидеть.
► Рассказывай ребенку о людях разных профессий, с которыми он сталкивается – воспитателях, продавцах, водителях. Поясняй, чем именно они занимаются. Чем больше малыш знает об окружающем его мире, тем больше у него пищи для размышлений и тем лучше работает его воображение.
► Подтолкни малыша к использованию разных героев в игре. Обращай его внимание на поведение и черты характера персонажей книг и мультиков. Кто из них поступает честно, а кто хитрит и обманывает, на кого можно положиться, а кому лучше не доверять секреты.
► Чем разнообразнее занятия ребенка, тем быстрее он развивается и больше навыков приобретает, в том числе коммуникативных, и ему становится легче заводить друзей. Поэтому не переживай, что тебе все время придется с ним играть. Ты должна помочь ему на начальном этапе, дать правильное направление. Затем он сам будет с увлечением придумывать новые сюжеты и находить партнеров для игр.
Всего 5 минут? Ты придумала сюжет, все подготовила, а малыш поиграл немного – и все! Выходит, ты зря старалась? Нет. 5–10 минут для него это немало. А если он завтра попросит повторить игру – значит, ему понравилось!
Комментарий эксперта
Если в первые годы жизни малыша родители мало занимаются с ним и у него нет других партнеров по играм, то это сказывается на общем развитии ребенка.
♦ При таких условиях малыш позже осваивает ролевые игры, ведь ему сложно быть «и за себя, и за того парня» (одновременно врачом и пациентом). Он выражает свои эмоции, свою точку зрения и придумывает ответные реакции, которые выгодны ему. Так он может справиться с негативом, но не научится общаться.
♦ С помощью игры ребенок может «вывернуть» неприятную для него ситуацию, обратив ее себе на пользу. Превратиться из беззащитной «жертвы» (растерянной крохи, забывшей на утреннике стих, испуганного мальчика, столкнувшегося со «злой» собакой) в героя, который с легкостью справляется с трудностями. Так ребенок переигрывает события, что помогает ему пережить неприятности, справиться со страхом.
♦ Но только в игре с реальными людьми ребенок учится жизни. Ведь их реплики-реакции не всегда предсказуемы и соответствуют его ожиданиям. Если партнер не один, а два-три – еще лучше: причем, играть с ними по очереди – это одно, в команде – совсем другое. Приходится подстраиваться, менять тактику.
Алиса Лобанова, учредитель компании Toy.ru
Фото: Aliaksei Lasevich/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl