Вспоминаем 90-е — какими мы тогда были, кем хотели стать, о чем мечтали

ЛизаИстория

Особые приметы

По случаю 25-летия журнала продолжаем вспоминать 90-е – какими мы тогда были, кем хотели стать, о чем мечтали, кого любили и какое клеймо оставило на нас лихое десятилетие.

Карьера

Узнать человека, чья юность пришлась на 90-е в России, легко с закрытыми глазами – стоит лишь немного с ним пообщаться. Поколенческая схожесть у поздних бумеров на редкость яркая, благо и время их становления было нескучным.

Прошлой страны уже нет, новой – еще нет. Открыты границы. И новые возможности, которые, впрочем, туманны. У людей горящие глаза, пустые кошельки, на столах – шоколадный батончик из-за бугра, разделенный ножом на тонкие пластинки, чтобы хватило всей семье, а на повестке дня единственный вопрос – «как выжить?» Каждый выкручивался по мере сил и фантазии. Наиболее популярные запросы – «открыть бизнес» и «пойти в правоохранительные органы» – частенько преломлялись в кривом зеркале реальности и превращались в другие форматы – челночники и рэкет. Помимо этого время взвинтило в цене такие области применения себя, как:

Переводчик, переводчик-синхронист. Появились товары из-за рубежа; западное кино на видеокассетах, требующее перевода; наконец, успешные бизнесмены, поддерживающие связи с иностранными коллегами, но не владеющие ни одним другим языком, кроме родного.

Бухгалтер, аудитор, экономист. Строилась новая рыночная экономика, и финансисты были на коне – вплоть до начала 2000-х, когда их стало слишком много.

Строитель, риелтор, маклер. Возникла легальная возможность приобретения в собственность, продажи и сдачи в аренду жилья (спасибо, приватизация!), начался новый строительный бум.

Программист, системный администратор. Компьютеры уже есть, но что это за зверь такой, знают лишь единицы, и конкуренция в этой сфере особенно высока.

Репетитор. Профессия «учитель» получила новую, коммерческую, жизнь.

Любовь

В то время мужчины еще не распались на метро-, ламбер- и прочих сексуалов, не была в ходу андрогинная внешность, не выпускалась «брутальная декоративка» – ценилась мужественность в чистом виде.

В своих фантазиях девушки представляли себя рядом с такими парнями, как голландец Марк Вандерлоо, швед Маркус Шенкенберг, американец Тайсон Бекфорд. Мало кто знал их имена, но реклама нижнего белья Calvin Klein, костюмов Ralph Lauren, ароматов Hugo Boss то и дело застилала сетчатку глаза этими героями. В жизни же искали тех, кто круче и при деньгах: чем пиджак малиновей, а антенна мобилы длиннее, тем надежней.

Вообще, в отношениях между полами все еще было предельно бесхитростно. Конкурсы красоты, появляющиеся как грибы после дождя, постеры обнаженных красоток в кабинах фур дальнобойщиков – ситуации, в которых женщина была объективирована, считались бытовой нормой. В 90-е было вполне почетно стать трофеем лучшего парня на районе, сесть с ним на «Яву» и умчаться в ночь, помахав маме ручкой. Что потом? Быть за «мужчиной мечты» как за каменной стеной и желать подругам в поздравительных открытках оставаться такими же счастливыми и желанными. А теперь скажи нечто подобное сегодня, в эпоху women power, me too, пересмотра личных границ и прочих атрибутов новой этики – ее блюстители склюют тебя с потрохами!

Увлечения и тайные мечты фиксировались в девичьих анкетах — с тем, чтобы прочитать их в далеком будущем. Кажется, самое время залезть на антресоли и смахнуть пыль с этих розовых блокнотиков

Опыт

Раз мы это читаем, значит, лихие 90-е мы благополучно пережили. И они проросли в нас, отразившись на характере, взглядах, привычках. Что же нас так роднит?

1. Мы не даем себя в обиду, способны за себя постоять и с большим трудом соглашаемся на чью-либо помощь, даже если она нам очень нужна. Мир, в котором царили неопределенность и беспредел, закалил нас на годы вперед, и теперь мы в собственных глазах «крепкие орешки», не способные дать слабину.

2. Мы в хорошем смысле мнительны: после Кашпировского, МММ и прочих ударов по доверию нас больше не проведешь, и любые инициативы, особенно идущие сверху, мы воспринимаем с ироничной усмешкой, мол, «ну-ну».

3. Мы живем в моменте и не загадываем далеко наперед: пресловутая история с ваучерами и дефолт 1998-го четко дали нам понять, что куда практичнее совершить красивый жест здесь и сейчас (прикупить самой себе умопомрачительное кольцо, махнуть в кругосветку, далее впиши свое), чем откладывать на призрачную стабильность в будущем, которая – нам-то известно – может и не наступить.

4. Мы с трудом идем в ногу с западной повесткой относительно экологичности, толерантности, социальной осознанности. И постоянно задаем себе вопросы:

  • Зачем делить мусор, если все контейнеры свозят на одну и ту же свалку?
  • Зачем платить три рубля онлайн-платформе за просмотр сериала, если можно скачать его на торрентах?
  • Зачем соглашаться с тем, что тебе не близко, ведь это называется словом «лицемерие»?

Двигать мировой прогресс нам мешает смекалка, выработанная в 90-е, и нежелание жить в мире с ограничениями – мы слишком привыкли к завоеванной в юности свободе. И в том виде, в котором она нами трактуется, не готовы ее терять. Хотя понемногу все-таки учимся новому взгляду на мир, ведь с нашими детьми-джензерами нам хочется быть на одной волне.

Фото: F8studio/stock.adobe.com; ShutterStock/Fotodom.ru; pavelmoscow/stock.adobe.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вариант нормы Вариант нормы

Чтобы построить здоровые отношения, нужно сначала понять, что они представляют

Cosmopolitan
Месть и немного любви: пять лучших фильмов этой весны о женщинах Месть и немного любви: пять лучших фильмов этой весны о женщинах

Рассказываем о пяти фильмах про женщин, которые стоит посмотреть

Forbes
В зоне комфорта В зоне комфорта

Оксана Акиньшина – о том, почему так и не получила актерского образования

Cosmopolitan
3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь 3 шага, которые позволят сменить работу без финансовых рисков и потерь

Решение сменить работу связано с финансовым риском. Как его не допустить?

Inc.
8500 лет назад охотники-собиратели ходили по морю на Мальту 8500 лет назад охотники-собиратели ходили по морю на Мальту

Охотники-собиратели пересекали от 100 км открытой воды, чтобы достичь островов

ТехИнсайдер
Прививка от аллергии АСИТ — как она работает? Прививка от аллергии АСИТ — как она работает?

Вместо того чтобы смягчать симптомы аллергии, можно устранить причину

СНОБ
«И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии «И жили они долго»: 5 наивных вопросов о долголетии

Продлевают ли жизнь брокколи? Счастливые люди живут дольше?

РБК
Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов Какими бывают виды отверток и бит для шуруповертов

Какие бывают отвертки — виды и названия наконечников, а также их размеры

CHIP
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков На борту затонувшего средневекового китайского судна нашли сосуды из-под алкогольных напитков

Находки, собранные во время раскопок средневекового судна «Наньхай №1»

N+1
Чёрная дыра по соседству? Чёрная дыра по соседству?

Может ли рядом с нами находится еще одна сверхмассивная чёрная дыра?

Наука и жизнь
Если села батарейка Если села батарейка

20 способов восстановиться за 15 минут

Лиза
RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок RF-лифтинг, эндосфера и душ Шарко: как быстро привести тело в порядок

Процедуры, которые помогут скорректировать фигуру в короткие сроки

Здоровье
Лидеры немного замедлились Лидеры немного замедлились

Топ-25 игроков увеличили выпуск комбикормов на 2,8%

Агроинвестор
Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства Кто победил бы в битве звезд боевиков 80-х про единоборства

Кто самый сильный — Брюс Ли или Джеки Чан? Стивен Сигал или Чак Норрис?

Maxim
Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих Эпидемия цифрового слабоумия: почему нынешние поколения глупее предыдущих

Почему из-за развития цифровых технологий снижаются когнитивные функции человека

Монокль
Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика Почему взрослые дети не уважают зрелых родителей: мнение и советы психоаналитика

Почему мы считаем родительские убеждения устаревшими и обесцениваем их опыт

Psychologies
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
W с книгой W с книгой

Книги о творческих лабораториях театра, полицейских батальонах и кинопрозе

Weekend
«Картинки» натуралиста «Картинки» натуралиста

Что отражено в русских названиях птиц из семейства куликов?

Наука и жизнь
ВЭБ определил стратегию ВЭБ определил стратегию

Группа ВЭБ ориентируется на нацпроекты

Эксперт
Тонны мусора: как современная экономика заставляет нас увеличивать количество отходов Тонны мусора: как современная экономика заставляет нас увеличивать количество отходов

О том, как гражданское общество в России строит систему сокращения отходов

Forbes
IDеальное преступление IDеальное преступление

Четыре года назад «Популярная механика» опубликовала свой первый кибердетектив

ТехИнсайдер
Спасительная рассрочка увеличивает риски Спасительная рассрочка увеличивает риски

Какие риски несут программы рассрочек при покупке жилья?

Монокль
Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования Дискуссия о формате: почему российской рознице нужны единые стандарты регулирования

Государство хочет установить правила регулирования работы маркетплейсов

Forbes
Сверхурочная экономика Сверхурочная экономика

Власти и работодатели концептуально договорились об изменении Трудового кодекса

Ведомости
Эхо прошедшей войны Эхо прошедшей войны

Это после Великой Отечественной они стали народными актерами, но на фронте...

Коллекция. Караван историй
Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты» Люся Чеботина: «Люблю вызовы и эксперименты»

Люся Чеботина о весне, вдохновении и любви

Лиза
Керосиновая история Керосиновая история

Жизнь в послевоенном социализме делится на «время керосина» и «время газа»

Знание – сила
Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед Биология на рубеже веков, или Сто лет тому вперед

Биология в 1900-х годах по темпам своего развития ничуть не отставала от физики

Знание – сила
Открыть в приложении