Коронный номер
Мы гордимся своими детьми и называем их лучшими даже тогда, когда они явно уступают ровесникам. А как иначе, ведь похвала поднимает самооценку! Но так ли это?
Mногие родители уверены, что ребенка надо постоянно хвалить, и тогда он вырастет смелым и уверенным в себе. Однако раньше не зря полагали, что с этим стоит быть поосторожнее: чрезмерные расхваливания могут навредить. В чем же опасность, и как надо поощрять успехи ребенка?
Cкользкая дорожка
Родителям их малыш обычно кажется прекраснейшим существом на свете. Им хочется постоянно говорить ему, какой он замечательный, чудесный, лучший в мире. Потакая этому порыву, они, увы, встают на скользкую дорожку. Ребенок формирует свою самооценку, опираясь на слова и поведение значимых для него взрослых. Что же произойдет, если малыш поверит им, что он – самый-самый?
Такие дети нередко растут неуступчивыми, не желают слушать других, в том числе и родителей. Да и зачем малышу слушать взрослых, если он и так самый умный и чудесный? Но когда он попадает в новый для него коллектив (в детском саду, школе), ему часто приходится нелегко. Оказывается, для других он – самый обычный ребенок: они вовсе не считают его каким-то особенным и не восхищаются всем, что он делает. Для многих детей такое столкновение с реальностью оказывается очень болезненным: оно подрывает их веру в себя и доверие к родителям.
Еще одна ошибка родителей – хвалить ребенка за каждое совершенное им действие. Поел суп – молодец, нарисовал рисунок – талант, убрал игрушки – сокровище, собрал фигурку из деталей конструктора – умница. В итоге ребенок учится ориентироваться не только и не столько на удовольствие от своих занятий или на получение интересного результата, сколько на положительные отзывы со стороны родителей. Он привыкает к тому, что похвалы даются ему без особого труда, и чаще всего оказывается не готов прилагать усилия, если что-то не получается у него с первого раза. К тому же он не учится здраво оценивать результат своей деятельности: если он в любом случае молодец, то как ему понять, когда он сделал нечто выдающееся, а когда – что-то обыкновенное?
Обратный эффект
Американский психолог Кэрол Дуэк исследовала поведение нескольких сотен школьников. Оказалось, что дети, которых после выполнения первой части теста называли умными, в дальнейшем старались выбирать себе задачи попроще, чтобы не рисковать самооценкой и хорошим мнением о них. Более того, столкнувшись со сложными заданиями, которые они не могли решить, «умники» разочаровывались в себе и затем хуже выполняли даже простые тесты. При этом многие из них в финале завышали полученные ими оценки, то есть попросту врали.
А дети, которых после выполнения первой части теста называли старательными, не боялись трудных задач. Они вызывали у них особый интерес и готовность приложить усилия, из-за чего их результаты оказывались все более и более высокими.
Этот эксперимент хорошо показывает, насколько осторожными нам стоит быть с похвалой. Все мы знаем, куда порой ведут благие намерения... Называя своих детей самыми умными, способными и талантливыми, мы рискуем вырастить их неуверенными в себе, боящимися трудностей и считающими, что главное – это не быть, а казаться.
C самого начала
Значит ли это, что вообще не нужно хвалить ребенка за достижения? Конечно же, нет! Малышу необходимо, чтобы родители видели его успехи и реагировали на них. Просто важно выбрать правильную форму поощрения.
Если ребенок еще совсем кроха, постарайся не подсаживать его на похвалу. Обнимая и целуя его, говори ему не «Ты лучший человечек на свете», а «Ты мое солнышко», «Я тебя люблю». Если у тебя вырвались слова про самого-самого, добавь к ним «для меня». Ведь что бы ни думали о твоем ребенке окружающие, для тебя-то он точно самый-самый.
Когда он делает первые шаги и ты хочешь его подбодрить, избегай обилия таких слов, как «молодец» и «умница». Малышу нужна не оценка его личности, а подтверждение того, что ты увидела его успех и радуешься ему вместе с ним. Лучше используй эмоционально окрашенные фразы, описывающие достижение малыша: «У тебя получилось!», «Ты справился!», «Смотри-ка, ты идешь!».
Реакция на неудачу
Еще одна важная тема: что говорить ребенку, когда у него что-то не получается. Как правило, родители используют две стратегии. Одни хвалят впрок: «Ты очень талантливый и точно с этим справишься». А, как мы выяснили, это часто дает обратный эффект. Другие показывают свое разочарование, что тоже не помогает маленькому человеку. Как же поддержать малыша?
Похвали его за то, что он сделал: за упорство, с которым он предпринимал одну попытку за другой, или за то, что решился взяться за такое непростое дело.
Обрати его внимание на то, чему он научился за время своих попыток: «Ты уже выяснил, что таким способом задачу не решить. Это тоже результат. А теперь давай попробуем по-другому».
Скажи, что все люди учатся с разной скоростью. Но если не опускать руки, то со временем у него все получится. Хвали ребенка за старания, а не за личные качества – и он станет спокойнее относиться к неудачам.
Как же так?!
Ребенку, которого идеализируют дома, может тяжело учиться в школе.
Учитель отмечает не только его успехи, но и других детей, а чьи-то даже чаще? Это удар для «лучшего ребенка»! А если педагог не слишком щедр на похвалу, то отсутствие положительного отзыва воспринимается как отрицательный.
Возраст значения не имеет
C ребенком постарше важно продолжать ту же линию поведения: при похвале не оценивать его личность в целом, то есть не вешать на него ярлыки, пусть даже и положительные. Помни: когда ты говоришь что-то вроде «Ты такой умный! Ты все можешь и умеешь!», то подталкиваешь ребенка к мыслям о том, что будет, если у него что-то не получится. Будешь ли ты считать его глупым? Не разочаруешься ли в нем? А поэтому лучше попробуй так:
1. Ставь акцент на усилиях, которые ребенок приложил для достижения своей цели. Например, «Родная, я знаю, что ты много занималась, чтобы хорошо написать эту контрольную, и горжусь тобой» или «Я видела, сколько ты тренировался, чтобы сделать это».
2. Показывай ребенку свое восхищение, описывай свою реакцию на его достижения: «Я так рада, что у тебя получилось!», «Мне очень понравилась твоя презентация!», «Какой вкусный салат ты приготовила, просто пальчики оближешь!»
3. Когда ребенок помогает тебе по хозяйству или выполняет просьбу, не говори банальное «молодец», а выражай благодарность: «Я так устала, а ты меня просто спас! Спасибо!»
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru (2).
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl