Особые дети взялись за краски, чтобы изменить собственную жизнь своими руками

Seasons of lifeКультура

Новые городские

Художник Поленов на гонорар от проданной картины купил землю для будущего имения, художник Саша Тонкий на первый гонорар купил себе крутой набор масляной краски, набрал гору еды в супермаркете и приехал в интернат со словами: «Всем попкорна в этом заведении за мой счет»

Текст Женя Штиль, фото Мария Инькова

0:00 /
620.496

В мае 2009 года я впервые пришла в детский дом для особых детей на окраине Питера. Когда-то я была журналистом и писала тексты про разные интересные истории в модные журналы. Потом мне захотелось делать интересные истории самой. И вот однажды, спустившись в очередной раз с Гималайского хребта, вместо того, чтобы проверить почту за полгода, я открыла HeadHunter. Там было написано: Павловскому детскому дому нужны волонтеры. Я позвонила, пообещала, что готова делать все, что умею, лишь бы это приносило пользу. Оформила медкнижку в рекордные сроки, и, не имея никакого опыта общения с особыми детьми, внезапно стала для них лучшим другом.

Несколько лет я занималась социальными инклюзивными проектами. Это когда обычные и необычные люди вместе что-то делают. То есть мне сразу стало понятно: можно бесконечно приводить клоунов в детдом, дети порадуются, но в обществе, за забором, ничего не поменяется. А меня сразу заинтересовала именно глобальная ситуация. Конечно, я не первый космонавт на Луне — и до моего появления в знаменитом детском доме работали несколько фондов. Но, пожалуй, я первый человек, который начала искать, как выйти из этой сансары. Не зная, за что хвататься, первым делом я позвала всех своих друзей стрит-артистов раскрасить бетонные заборы детдома яркими граффити. Среди них, кстати, был и Стас Багс, который спустя 9 лет возглавил студию «Новых городских художников».

Пять лет я провозилась с особыми детьми — точнее, подростками. Мы делали хэппенинги на Новой Голландии, совместные проекты с Русским музеем, рисовали мультфильмы, ездили в Москву, знакомились с Норштейном — всего не перечислишь. И вдруг они выросли. Всех воспитанников особого детского дома ждет универсальный сценарий — интернат для взрослых. Они не умеют читать и писать, много чего не умеют или не могут, как им жить самим? Поэтому существуют интернаты для взрослых. И там уже все вообще не весело.

В итоге мы с друзьями открыли маленький, но звонкий фонд имени Детей Павловска, который, используя энергию нуля, помог выселиться на свободу семи выпускникам Павловского детского дома. Вместо положенного койко-места в интернате они смогли получить квартиры и переехать. Нам не понадобился для этого штат специалистов, аренда офиса и миллионы рублей — нам нужна была только дружба и вера в ребят.

Итак, часть наших друзей выбралась, а половина застряла «в системе». В какой-то момент у нас закончились ответы на вопросы: в чем резон помогать людям из специнтернатов, какая польза обществу? Так как с некоторыми из этих ребят мы знакомы действительно давно, идея того, что они могут дать миру крутой арт, родилась довольно быстро. Для этого нужно было просто создать определенные условия.

Если чего-то очень сильно хотеть, оно обязательно произойдет. Мы встретили общественную организацию «Инфакто», которая предложила устроить арт-студию для наших художников на своей площадке. Так проект поселился в мастерской под лестницей во дворе-колодце одного из домов на Гороховой улице. Этому, правда, предшествовали два с половиной года изнурительного ремонта помещения волонтерскими силами. Петербургские арт-деятели нам в этом помогали: джазмены, скульпторы, фотографы, копирайтеры — все дружно месили цемент.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении