Культ силы: почему важно не исправлять минусы человека, а сфокусироваться на талантах
В школе, университете и даже на работе большая часть людей слышит, что им нужно работать над исправлением своих слабых сторон. И почти никогда — о и поиске и совершенствовании своих сильных качеств. О том, почему этот подход чаще всего не работает, рассказывает Алексей Баранов, executive Gallup strengths coach и CEO компании CrewMakers
Представим ситуацию: ваш ребенок возвращается из школы домой и приносит в дневнике две оценки — пять баллов по русскому языку и двойку по математике. Вопрос: на какой оценке вы сделаете акцент и над чем будете работать вместе с ребенком? Большая часть родителей по всему миру ответят, что сконцентрируются на развитии минусов. С этим убеждением и попыткой улучшить слабые стороны мы сталкиваемся всю жизнь — в школе, университете и позже на работе.
Вообще исторически сложилось, что вся система образования — сначала в СССР, а потом и в современной России, — выстроена на необходимости научиться делать то, что не получается. Если провести мысленный эксперимент и попросить любого человека назвать свои слабые и сильные стороны, то с первыми, как показывает опыт, проблем не будет. В отличие от вторых. С детства мы воспринимаем то, что у нас получается хорошо, наши таланты, как данность, и даже не думаем над их совершенствованием (а зачем, ведь и так все отлично?). В то время как на развитие слабых сторон мы тратим немыслимое количество времени, энергии и денег. И все потому, что в обществе существует миф: цельными нас делает разностороннее и равное во всех областях развитие. Поэтому пробелы в знаниях и навыках нужно заполнить, оценки подтянуть, неидеальности подкорректировать.
В 2016 году американские психологи Андреас Стеймер и Андре Марта поделились результатами исследования, согласно которым люди больше верят в возможность улучшить свои слабые стороны, чем сильные. Даже новогодние резолюции почти всегда ориентированы на развитие слабых сторон. Через полгода, заглянув в свой список целей, мы, как правило, обнаруживаем, что почти ничего не выполнено. Это приводит к выученной беспомощности и разочарованию в себе. Отчасти это связано с тем, что в психологии принято называть «синдромом ложной надежды» — люди в целом склонны переоценивать свои силы. Но во многом еще и с тем, что нас не учили действовать, основываясь на своих сильных сторонах.
Показателен пример из сферы бизнеса: история блестящего ученого, создавшего десятки научных патентов, человека, предвидевшего технологические тренды. В какой-то момент компания BNN, в которой работал ученый, решила оценить его заслуги по достоинству и сделать топ-менеджером. И его талант изобретателя столкнулся с бизнес-реальностью большой компании: то, что раньше было активом — способность придумывать нестандартные решения и изобретения — стало пассивом. Выяснилось, что хороший ученый не значит хороший менеджер. Компания отправила его на курсы, где он должен был проработать свою замкнутость и улучшить навыки, необходимые для бизнеса. Но ничего не вышло. Его самооценка снизилась, ценность для компании упала и он был вынужден уволиться.
Неприятная статистика
Примерно от 15% до 30% задач, с которыми каждый из нас сталкивается в ежедневной работе — не ресурсные. Те, которые не приносят нам удовлетворения, а забирают очень много энергии и времени. Что в свою очередь влияет на степень вовлеченности.