Крымов, Диденко и Gogol School: какие культурные проекты создают русские эмигранты
После 24 февраля 2022 года огромное количество театральных деятелей из России — режиссеров, драматургов, артистов, сценографов, художников по свету — оказались за границей. Многие из них не только остались в профессии, но и начали вести мастер-классы, открыли курсы и клубы, где обучают других, а по сути занимаются арт-терапией, вовлекая не только русскоязычную, но и иностранную аудиторию.
Дмитрий Крымов, Krymov Lab NYC, Нью-Йорк
Режиссер, драматург, театральный художник Дмитрий Крымов в конце февраля 2022 года ставил в Филадельфии пьесу «Вишневый сад» и после начала «спецоперации»* решил не возвращаться в Москву. За прошедший год Крымов создал в Нью-Йорке лабораторию Krymov Lab NYC.
Изначально бюджет проекта составило одно пожертвование в $400, а репетиционными площадками служили места вроде заброшенной парикмахерской с арендной платой $10 в час. Потом число пожертвований возросло, дело постепенно наладилось. Лаборатория получила временное пристанище в пространстве пустовавшего кабаре La MaMa в Нью-Йорке.
Дмитрий Крымов сразу же стал работать с интернациональной актерской аудиторией, которую он выбирал «по лицам». И хотя ни сам режиссер, ни актеры, ни драматург, ни помощники режиссера, ни художники, ни художники по костюмам, ни продюсер, ни переводчик не получали денег за свой труд, они вызывались участвовать в проекте.
«Возможно, это займет немного времени, но я верю, что все то невероятное, что он сейчас делает здесь, может бросить вызов американцам и изменить их представление, каким вообще может быть театр», — говорила участница «Лаборатории», актриса Элизабет Сталлман в интервью «Голосу Америки» (организация признана иноагентом).
Первой постановкой Krymov Lab стал «Евгений Онегин (своими словами)». Роман в стихах Пушкина был инсценирован и по сути заново сочинен на английском языке. «Они далеко от России. Они не то что против или не против — они не знают. Например, Пушкина они не знают. И моя задача — как раз объяснить им, какой это прекрасный роман. А еще и сейчас объяснить, представляете ситуацию? Вот где острота момента!» — рассказывал режиссер в интервью Катерине Гордеевой (признана иноагентом).
Как всегда у Крымова, сюжет вроде бы тот, но все перевернуто с ног на голову, выбран нестандартный, удивительный ракурс: актеры, имитируя русский акцент, пересказывают сидящим в первом ряду куклам (изображающим детей) содержание романа в свободной форме. Спектакль с таким же названием — номинант «Золотой маски» и обладатель «Гвоздя сезона» — много лет шел в Москве на сцене Школы драматического искусства. Но там студийцы Крымова притворялись иностранцами, объясняя гений Пушкина. В Америке же никто никем не притворяется.
Александр Черноусов и сообщество драматургов PDX Playwrights, Портленд
В июне в американском Портленде, штат Орегон, прошла читка пьесы драматурга Екатерины Вагнер «Как (не) обидеть партизанку». Ее сюжет основан на реальном событии — суде над Алексеем Навальным по делу о клевете на ветерана Игната Артеменко. Читку организовало сообщество драматургов PDX Playwrights. Портленд — третий город Америки по количеству blackbox-театров (так называемый театр черного ящика — универсальное пространство, в котором можно проводить репетиции, мастер-классы, музыкальные и танцевальные занятия и лекции. — Forbes Life) после Нью-Йорка и Чикаго.
Развитием документального театра здесь уже больше года занимается режиссер Александр Черноусов, который, как и Крымов, приехал в Америку незадолго до 24 февраля 2022 года и вынужден был остаться на неопределенный срок. В сотрудничестве с портлендскими русскоязычными театрами Scarlet Sails и Fool House он сделал на местном материале два документальных спектакля. Один из них — «Бензин не продаем», созданный по результатам открытой лаборатории, — прошел на заброшенной бензоколонке.