Английский по историям великих женщин: как учить язык без скуки, слез и зубрежки
Проект по изучению английского языка по историям великих женщин Use your Girl Power! Анастасии Ивановой вошел в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards 2022-2023. Редактор Forbes Woman Когершын Сагиева поговорила с Анастасией о том, каким должно быть современное образование, и о травмирующем школьном опыте учеников
Анастасия Иванова родилась в Эстонии, в городе Силламяэ, окончила МГЛУ и CELTA (кембриджская программа для преподавателей английского языка как иностранного). В 2015 году основала онлайн-школу английского для взрослых Use your English!, в которой язык изучают по фильмам, подкастам, статьям. В 2018 году появился проект Use your Girl Power! — английский по историям великих женщин. В 2023 году он вошел в шорт-лист премии Forbes Woman Mercury Awards и получил спецприз. Анастасия Иванова также является автором книг «Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить», «Язык как игра» и «Use your girl power! Учим английский по историям великих женщин».
— Где и когда вы начинали преподавать и как педагогика стала чем-то большим?
— Я, как все приличные студенты иняза, решила, что должна подрабатывать уроками английского. Начала сразу же с частной практики — репетиторства для взрослых (у меня в онлайн-школе тоже нет никаких детских курсов). Еще тогда, 15 лет назад, я поняла, как люди любят истории.
Потом одни ученики стали рекомендовать меня другим, дошло до того, что как репетитор я работала с раннего утра до позднего вечера, и у меня еще был лист ожидания. Все хотели изучать истории, так как видели фактический результат. Конечно, если вы читаете интересную историю, делаете разные задания в течение нескольких недель, то результат неизбежен.
Главная проблема изучения языка заключается в том, что обычно люди не приходят повторно, так как им скучно. Но если им интересны истории, то они приходят на занятия снова и снова, и результат будет. Невозможно не научиться, если вы учитесь.
— Можете подробнее рассказать о методике, которую вы применяете?
— Я должна сразу сказать, что не очень люблю, когда говорят про «запатентованные» или «авторские» методики, — сейчас эти фразы используют десятки, а может быть, и сотни преподавателей, и не всегда понятно, что под этими фразами подразумевается. Сама всегда избегаю выражения «авторская методика». Есть базовые принципы работы мозга и памяти и они довольно просты — нужно повторять новую информацию, делать это в разных форматах, желательно — с эмоциональным включением. И применять то, что вы учите, на практике. Собственно, все.
— Но, кажется, в вашей фразе «желательно повторять с эмоциональным включением» — секретный ингредиент?
— Это классический эдьютейнмент. То есть развлекательное обучение — education + entertainment. Чаще всего для взрослых английский — это все-таки дополнительное занятие (если речь не идет про переезд или про работу на языке). Им бывает сложно найти ту самую мотивацию. А когда появляется эмоциональное включение, личное отношение, то хочется заниматься, смотреть отрывки из фильмов и интервью, читать книги и статьи, слушать подкасты. И время находится.
Как говорила одна моя ученица: «Я просто как будто провожу время с этими женщинами, с этими героинями»
— В советских и постсоветских школах этого почти не учитывали. Многие имеют специфический опыт изучения английского, когда ты зубрил то, что, мягко говоря, тебе неинтересно.
— Школьное образование всегда построено по государственной программе, а эдьютейнмент идет приложением к ней. То есть это не тот topic или не то аудио, которое обязательно надо отработать в этом уроке.
В кембриджской программе для преподавателей, когда мы получаем CELTA, у нас есть раздел, который называется CLIL — content and language integrated learning, интегрированное изучение языка и контента. Это когда для обучения используются нативные материалы.
Во многих современных учебниках я часто вижу ссылки на YouTube или другие видеоплатформы: «А вот как живут в такой-то стране», «Интервью с мастером, который создает мебель» или что-то подобное. Проблема в том, что в школах, в университетах эту часть программы дают домашним заданием или оставляют на внеклассные часы, а основное внимание уделяют государственной программе, которая часто подается в жестком формате, и часто люди этим травмированы.