В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

«После «Карнавальной ночи» — борьба, война, выживание, терпение... Какое уж тут счастье!» — рассказывала Людмила Гурченко

Издательство «Семь Дней» всегда поддерживало добрые отношения с великой актрисой и с теми, кто с ней дружил. Перед вами уникальные архивные материалы. Воспоминания о Людмиле Марковне из записок киноведа Глеба Скороходова. И одно из последних интервью актрисы. В этих статьях — живая, настоящая, реальная Гурченко, какой ее знали не все.

Подготовила Анжелика Пахомова

Появление живой Гурченко в поселке Красный строитель произвело эффект бомбы

«В лихие годы перестройки я, как и многие наши творческие люди, занимался многим, — вспоминал Глеб Скороходов. — В частности, продолжал сотрудничать с фирмой «Мелодия» и собрал солидную коллекцию старых пластинок. Так что неудивительно, что Люся Гурченко, которая решила исполнить старые песни зарубежной эстрады и выпустить пластинку, обратилась за помощью ко мне. Гурченко переживала тогда второе рождение, ее все признали, ее все хотели, а она, не зная удержу, желала покорить весь мир... И постоянно думала: что бы еще такое сделать, чтобы люди удивились?.. Меня не смутило, что Гурченко ко мне обратилась. Удивительно то, как однажды вечером она без звонка появилась в нашем убогом дворике.

Я тогда жил с семьей в поселке Красный Строитель. Соседи — более чем простой народ: пили горькую, кидались друг в друга сковородками... Появление живой Гурченко, одетой в красное платье, приехавшей на красной машине, произвело эффект разорвавшейся бомбы. Мы пили чай на кухне, когда я услышал взволнованный возглас соседа: «Господи, Гурченко!» И тут же: «Глебушка, к вам там Гурченко приехала!» Народ во дворе все побросал и окружил ее. Так что, когда я спустился, к ней уже было не пробиться. Я испугался за актрису: народ у нас бывалый, пропитой, многие сидели... Но она, ничуть не смущаясь, стояла в свободной позе, как где-нибудь на кинофестивале, и ласково общалась с людьми. При этом даже как бы была смущена тем, что своим появлением нарушила гармонию двора: «Ничего, ничего, не беспокойтесь! Я только на минутку! Продолжайте заниматься своими делами». Но дел никаких не было, соседи банально пили до ее появления. Потом Гурченко поднялась ко мне, и мы долго перебирали и слушали мои пластинки. Когда она уехала, происшествие до ночи обсуждали. Соседка наша, недавно вернувшаяся из тюрьмы, возбужденно делилась впечатлениями: «Красавица, красавица! А молодая какая, и простая, совершенно простая!» И, конечно, никто не подозревал, что Гурченко захотелось побывать в народе и убедиться, что ее любят и помнят буквально в каждой подворотне, — вот она и убедилась...

Телеведущий Глеб Скороходов и Людмила Гурченко перед началом юбилейной церемонии, посвященной 100-летию кинотеатра «Художественный», 2009 год

Постепенно наше общение вошло в привычку. Поскольку мы почти ровесники, я стал называть актрису Люсей (полное имя Людмила она ненавидела!) и на «ты». Со временем, обсудив дела, мы стали переходить к личным темам. Разговоры эти длились часами и держали меня в постоянном напряжении. Ведь дело в любой момент могло закончиться ссорой. Взрывалась Гурченко неожиданно, и невозможно было предсказать, что ее обидит. Но когда она вдруг из-за чего-то вскипала, я быстро говорил: «Люся, ты устала... Я перезвоню попозже». И клал трубку. Ну да, у нее, конечно, был трудный характер... Не ссориться с ней совсем, пожалуй, было невозможно. Причиной могло явиться не реальное событие, а какая-то фантазия. Стоило на мероприятии отойти от нее на минутку, с кем-нибудь поздороваться, так Гурченко уже смотрела косо: «Что вы там обсуждали? МЕНЯ?» У нее было болезненное самолюбие, сочетающееся с крайней подозрительностью. К этому надо было привыкнуть и серьезно не воспринимать. У меня до поры это получалось.

Гурченко в «Современнике» воспринимали как Машу Распутину — в консерватории

Постепенно наши разговоры становились все длиннее и откровеннее... Однажды я спросил Людмилу Марковну, которая казалась мне символом жизнерадостности: «А был у вас в жизни хоть один момент, когда жить не хотелось?» Она ответила: «Конечно был». И рассказала. Дело было в середине шестидесятых... К тому времени Люся уже лет семь числилась в разных театрах. Но даже в «Современнике», где она работала в 1963—1965 годах, ей не удалось сыграть ничего стоящего. Несколько раз я спрашивал Люсю, как она вообще попала в театр, в общем-то неблизкий ей по духу. Здесь ведь не пели и не танцевали... Она отмалчивалась. Позже от старожилов «Современника» я узнал, что привел ее туда Игорь Кваша, который к тому времени по уши влюбился в Люсю. Но несмотря на такую протекцию, с первого же дня, когда она, полная надежд, пришла показываться Ефремову и труппе, ее обдали холодом.

Люсю еще многие помнили по «Карнавальной ночи». Но сейчас я понимаю, что это сыграло ей не в плюс. В «Современнике» ценили реализм, а «классическое» советское искусство — презирали. Многие не понимали, зачем она здесь нужна. Это было все равно, как если бы Маша Распутина появилась на сцене консерватории. Кто-то даже сказал пренебрежительно: «Попса!» И так все дальше и пошло...

Всеволод Шиловский и Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова», 1981 год

Единственным человеком, который тепло отнесся к Люсе в этом театре, был все тот же Игорь Кваша. Ведущий актер, из основателей, он с фантастическим трудом пробил Люсе главную женскую роль в спектакле «Сирано де Бержерак», который сам и ставил. Кваша открыто боготворил Люсю, что вызвало просто бурю негодования в театре. Дело в том, что Игорь был женат на падчерице известного писателя Александра Штейна. Его жена была своим человеком в театре, со многими дружила, так что друзья Игоря встретили появление Люси в штыки. При этом он сам, по словам Люси, готов был на ней жениться. И, учитывая его вес в театре, а также режиссерские начинания, брак этот показался Люсе весьма выгодным. Ей было не за что зацепиться, никому она была не нужна, а тут Игорь — статный, красивый. Люся не раз признавалась, что у нее была слабость к «чернявеньким»...

Так началась борьба двух сторон: коллеги каждый день уговаривали Игоря «бросить эту». А Люсе достаточно было взмахнуть ресницами, и Игорь просто разум терял... А тут на репетицию пришел Ефремов, чтобы принять работу Кваши. И сразу разнес все в пух и прах. Накричал на Люсю за то, что она «гэкает», и приказал работать с этим, «пока не поздно». Когда же ему шепнули, что у Игоря и Люси «любовь», он еще больше рассвирепел, рассудив, что Кваша исходил не из интересов театра, а из своих личных. По воспоминаниям Люси, бедному Игорю пришлось поссориться со всей труппой, чтобы ее не сняли с роли. Но он все-таки добился своего, Люсе дали шанс, на первом прогоне спектакля Роксану играла она. И провалилась! Наверное, очень волновалась, и из-за этого играла немного манерно, к тому же пару раз так «гэкнула», что в зале раздался неуместный смех. Зрители и труппа громко возмущались: «Неужели не нашли более подходящей артистки на роль Роксаны? Ведь есть же Толмачева!» С тех пор Толмачева Роксану и играла. А Люся больше в этом спектакле не выходила, хотя официально считалось, что они играют «в очередь». Просто она так и не дождалась своей очереди... А роман с Квашой, насколько я знаю, сошел на нет сам собой после того, как он все-таки решил вернуться в семью. Думаю, Люсю не устраивали неопределенные отношения, она привыкла, что на ней женятся.

Вскоре, летом 1965 года, Ефремов объявил артистам: «Едем в Саратов сниматься в фильме «Строится мост», всей труппой! Личные планы прошу отменить». И человек тридцать поехали... Но главные роли там были только у Ефремова и еще нескольких ведущих актеров театра. У остальных — маленькие эпизоды, а у Люси вообще проходная, бессловесная. Позже некоторые современниковцы, с которыми я общался, вспоминали, что во время съемок они жили в очень скромных условиях. Два летних месяца ради небольшой роли в массовке! Люсю это добило. Вскоре она подала заявление об уходе. Это произошло однажды утром, а днем она позвонила в Театр киноактера, из которого уходила в «Современник». Попросила ее принять обратно. Ответ был: «Нечего прыгать по театрам! Ушли — так и до свидания!» Это был конец... Люся прорыдала до вечера, а потом достала снотворное, без которого в последнее время спать не могла. Выпила одну таблетку, промелькнула мысль: «А если всю пачку!» Сама же своих мыслей испугалась и поняла, что ей сейчас срочно нужна помощь. Среди немногочисленных друзей в то время был Марк Бернес. Она набрала его номер, сказала ему: «Марк Наумович, помогите! Я не хочу жить...» Бернес ее отругал для начала в своей манере: «Что значит не хочу жить? Что значит не берут в театр? Ты же не шалава какая-то, а настоящая актриса, хоть и дура!»

Людмила Марковна вспоминала: «Удивительно, что хотя он меня и ругал, мне становилось легче от его слов. Я воспряла духом, успокоилась, легла спать». Утром — звонок из Театра киноактера: «Приходите в администрацию оформляться». Оказалось, что Бернес сделал туда звонок, похлопотал за нее. Через несколько лет он умер, но его имя для Гурченко на всю жизнь осталось святым.

Тянуть мать и дочь считала своей обязанностью

Я догадывался, что отношения с дочерью у нее плохие. Помню, актриса Лидочка Смирнова, которой я помогал писать книгу, рассказывала об увиденном ею на съемках фильма «Женитьба Бальзаминова». Дочь Гурченко Маша, которую та взяла с собой на съемки, постоянно раздражала мать. Только и слышалось: «Спину держи прямо! Да не размахивай руками!» Бедный ребенок не знал, как маме угодить... Я думаю, это у них наследственное... Такие отношения конкуренции, а не сотрудничества. Мама Люси тоже очень строго к ней относилась и часто ее критиковала.

Несмотря на это, Людмила Марковна считала своей обязанностью их тянуть — и маму, и Машу. Когда дочь родилась, она ведь одна работала в семье. Отец Маши Борис Андроникашвили не работал. Люся всегда зарабатывала хорошо, но по закону большую часть ее доходов забирало государство. После перестройки все изменилось — она могла получить 300 долларов за концерт и все забрать себе. Так Люся заработала квартиру сначала для мамы, потом для дочери. Ну и для себя, конечно. Про Гурченко много раз писали: «Она плохая мать, ну что поделать, талантливая актриса, отдала все работе». Не знаю. При мне Люся рассуждала так: «Я — хорошая мать! Я все делала как надо, намывала, стирала, кормила, одевала. То, что жизнь дочери не сложилась, — не моя вина».

Что же касается личной жизни, то, когда мы познакомились с Гурченко, она еще несколько лет была замужем за Константином Купервейсом. Но, как я понял, отношения между ними не были гладкими уже тогда. А потом и вовсе разладились, и Люся о нем избегала говорить. Только один раз ее зацепило. В гримерке она читала газету, в которой Купервейс впервые откровенно высказался об их жизни. Люся была в бешенстве. Она держала в руках газету и с нехорошим блеском в глазах комментировала: «Ух ты! М-м-м-м! Давай, бей! Мы ей покажем, как без нас жить! Ну какая у нее жизнь без нас!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму» Наталия Аринбасарова: «Не знаю, кого больше любила — Кончаловского или его маму»

«Дома родители нас наставляли, что надо быть честным, трудолюбивым и скромным»

Караван историй
Эмоциональное выгорание: 5 признаков — проверьте себя Эмоциональное выгорание: 5 признаков — проверьте себя

Нет желания вставать на работу. Как понять, пора ли что-то менять в своей жизни?

Psychologies
Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!» Сергей Кемпо: «Я — счастливчик!»

«Родители для меня желали какой угодно профессии, но только не актерской»

Караван историй
Как дебют Кристиана Бейла в кино у советского режиссера едва не закончился трагедией Как дебют Кристиана Бейла в кино у советского режиссера едва не закончился трагедией

Кинодебют Кристиана Бейла прошел под руководством советского режиссера

VOICE
Людмила Поргина «Ленком». Коллеги Людмила Поргина «Ленком». Коллеги

Судьба подарила мне театр «Ленком», где я встретила свою любовь

Караван историй
Старый мир умер: как мы стали постмодернистами Старый мир умер: как мы стали постмодернистами

Глава из книги «Всё, всегда, везде» — о смерти мира модерна

Forbes
Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам» Алла Довлатова: «Жена Нагиева мстила соперницам»

По дороге Нагиев наплел мне, семнадцатилетней дуре, что совершенно свободен

Коллекция. Караван историй
Спланировать омоложение города Спланировать омоложение города

Как город стремится привлечь трудовые ресурсы, и особенно молодых

Эксперт
О Владимире Высоцком вспоминает сын: «Согласен с Любимовым — Высоцкий не прожил бы долгую и счастливую жизнь» О Владимире Высоцком вспоминает сын: «Согласен с Любимовым — Высоцкий не прожил бы долгую и счастливую жизнь»

Чем бы он ни занимался, где бы ни находился, его любили

Коллекция. Караван историй
10 причин посмотреть «Криминальный город: Разборки в Пусане» 10 причин посмотреть «Криминальный город: Разборки в Пусане»

Насколько на самом деле крут фильм «Криминальный город: Разборки в Пусане»

Maxim
Марина Казанкова: Марина Казанкова:

Интервью с актрисой Мариной Казанковой

Караван историй
Успех любой ценой: как перспективный стартап Legionfarm дошел до суда с инвесторами Успех любой ценой: как перспективный стартап Legionfarm дошел до суда с инвесторами

Как стартап Legionfarm оказался в кризисе?

Forbes
Секреты китайского автомира. Что полезно знать о машинах из Поднебесной Секреты китайского автомира. Что полезно знать о машинах из Поднебесной

Почему Китай поставляет нам машины уже прямиком из будущего?

СНОБ
Снять сливы Снять сливы

Сочные, полные витаминов сливы – любовь кулинаров всего мира

Лиза
Баня на полюсе Баня на полюсе

Сергей Беляев о том, как этим летом парил китайских туристов на Северном полюсе

Отдых в России
Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы Во власти гордыни: какую выгоду несет роль жертвы

Почему в позиции жертвы мы чувствуем странную гордость?

Psychologies
Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла Майк Омер: «Пламя одержимости». Отрывок из третьей книги цикла

Отрывок из истории переговорщика Эбби Маллен, которая встречается с прошлым

СНОБ
Библиофутурология: от фонокниги до книгофильма Библиофутурология: от фонокниги до книгофильма

Какие из их предсказаний писателей о будущем книг сбылись?

Наука и жизнь
Из чего делали посуду на Руси? Из чего делали посуду на Руси?

Какой была посуда на Руси и как она изменялась с течение времени

Культура.РФ
Нарушение закона излучения Кирхгофа подтвердили экспериментально Нарушение закона излучения Кирхгофа подтвердили экспериментально

Физики впервые увидели в эксперименте нарушение теплового закона Кирхгофа

N+1
Черная смерть, опустошившая Европу: 7 реальных фактов о чуме, которые вас удивят Черная смерть, опустошившая Европу: 7 реальных фактов о чуме, которые вас удивят

Правда ли, что чума опустошила треть Европы?

ТехИнсайдер
«Я будто умираю»: Татьяна Титова рассказала о роковом предсказании Веры Васильевой «Я будто умираю»: Татьяна Титова рассказала о роковом предсказании Веры Васильевой

Вера Васильева предчувствовала свой уход из жизни

VOICE
Спиленные деревья стали дешевой заменой вымершим коралловым рифам Спиленные деревья стали дешевой заменой вымершим коралловым рифам

Ученые придумали куда более простой выход из ситуации с вымиранием рифов

ТехИнсайдер
Это не ветка Это не ветка

Лев на картине Сано ди Пьетро несчастен не потому, что ему предложили ветку

Вокруг света
Ракушки помогут раскрыть загадку исчезновения малазийского «Боинга» Ракушки помогут раскрыть загадку исчезновения малазийского «Боинга»

Недавно ученый предложил оригинальный способ обнаружить место крушения самолета

ТехИнсайдер
«Что случилось с климатом» «Что случилось с климатом»

Как устроен радиоуглеродный метод датирования

N+1
«Не встал»: 5 неочевидных причин худшего из мужских кошмаров «Не встал»: 5 неочевидных причин худшего из мужских кошмаров

Проблемы с эрекцией в самый неожиданный момент — не только стыдно, но и тревожно

Psychologies
«Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты «Ночь заводов»: зачем в действующих цехах устраивают перформансы и концерты

Зачем делать действующие предприятия площадками для современного искусства

Forbes
Двойная игра Двойная игра

Отношения мужчин со своими волосами неоднозначны и противоречивы

Psychologies
«Только ты и я»: драма о том, как домашнее насилие притворяется идеальным браком «Только ты и я»: драма о том, как домашнее насилие притворяется идеальным браком

Как «Только ты и я» воссоздает реальность женщины, попавшей в абьюзивный брак

Forbes
Открыть в приложении