«Каждый нуждается в тепле и свете». Как автор «Муми-троллей» сделала детскую литературу взрослой
27 июня 2001 года не стало финской писательницы Туве Янссон — одного из самых нетипичных авторов детской литературы. В своих книгах про муми-троллей она говорила с читателями об одиночестве, депрессии и смерти. Больше о муми-троллях — в материале «Сноба»
Серия книг о «Муми-троллях» — редкий пример очень личной детской литературы, где за сказочными декорациями и милыми бегемотоподобными зверушками в иносказательном ключе запечатлена вся жизнь писательницы Туве Янссон: от частной романтической истории до целой национальной мифологии, в обстоятельствах которой автор росла и писала. Скандинавские тролли, по легендам жившие в печах, с приходом парового отопления выселились за пределы больших городов и обустроили себе собственную жизнь по образу того, как в начале XX века жили обычные люди — примерно так и возник Муми-дол, где обитает большинство героев Янссон.
Что это за герои, в двух словах не объяснишь. Персонажи в «Муми-троллях» куда более сложные и детализированные, чем это нужно засыпающему под сказку маленькому ребенку. Трудолюбивые Хемули здесь оказываются сварливыми занудами, храбрый Юксаре — ленивым «нарушителем спокойствия», от нечего делать воюющим с парковыми сторожами, а добродушный Шнырек — собирателем хлама. Мало того, что все персонажи характеризуются подробно, между ними обязательно выстраивается четкая семейная история, конкретная иерархия: одни герои обязательно являются родителями или родственниками других. История знакомства «взрослых» всегда отсылает к их былым приключениям, а дети, соответственно, сдружились благодаря знакомству родителей. Рисовать это генеалогическое древо и прописывать все случайные дружеские связи было совершенно необязательно, но, чтобы мир выглядел реалистично, Янссон подарила по маленькой истории каждому персонажу.
Например, Муми-папа — это постаревший авантюрист и философ, флегматичный мечтатель, который никак не может закончить свои мемуары, любит смотреть на море и «пить виски в компании сомнительных друзей». Он вырос в доме для подкидышей, откуда сбежал, чтобы отправиться бороздить моря. Образ Муми-папы — одновременно заботливого и ветреного, спонтанного и решительного — нехарактерен для детской литературы, тяжеловат для нее, зато он сильно перекликается, например, с ворчливым мистером Рамзи из модернистской повести «На маяк» Вирджинии Вульф и тем самым готовит юного читателя к пространству «больших» книг. Мир взрослых у Туве Янссон не лишен «взрослых» же элементов в том числе потому, что дети прекрасно знают об их существовании, ощущают родительские посиделки с друзьями такой же частью своей жизни, как и прогулки на улице, чтение книг или любимые игрушки. «Неудобные» детали — вроде любви Муми-папы к алкоголю — придают историям глубину, приближают их к жизни и расширяют тем самым детский кругозор. Туве Янссон как бы заранее готовит ребенка к ситуациям и сюжетам сложнее, чем он уже видел и был способен понять. Это знакомство не только со «взрослыми» типажами, но и со «взрослыми» состояниями — ностальгии, тревоги, раздражения и даже беспомощности — в оболочке наивной сказки про забавных волшебных существ.