Карта, деньги, «Винзавод»: стал ли арт-кластер супругов Троценко успешным бизнес-проектом
Как в ситуации, когда «арт-рынка нет», самый крупный частный центр современного искусства Москвы зарабатывает на искусстве
Открывшийся в 2007 году «Винзавод», крупнейший московский частный арт-кластер, смог пережить кризисы 2008, 2012, 2014 годов. Финансовым неурядицам и нестабильности супруги Троценко, владельцы и основатели «Винзавода», противопоставили железную хватку администрирования. В отличие от многих меценатских проектов, сокращенных или замороженных, «Винзавод» продолжал свое развитие в течение 10 лет. В конце 2017 года центр объявил свою стратегию на пять ближайших лет.
Как все начиналось
«Винзавод» открылся на месте разорившегося винного комбината «Московская Бавария» в квартале промышленной застройки XIX века. Фабричные руины выкупили Софья и Роман Троценко, вложили в реконструкцию $12 млн (автор проекта — архитектор Александр Бродский) и перевезли на «Винзавод» ведущие галереи Москвы. На задворках Курского вокзала, словно в Сохо или Челси, возник галерейный квартал, где расположились «Ѓалерея М&Ю Гельман», «Айдан», «Риджина» и XL. Спустя 10 лет из четырех первых поселенцев «Винзавода» осталось двое: XL и «Риджина». Но арт-кластер продолжает работать.
Художественная среда на «Винзаводе» выживает, невзирая на все экономические показатели. «Арт-рынка нет, но продажи есть», — говорит владелица XL Елена Селина.
Куратор и галерист Марат Гельман считает, что своей жизнеспособностью арт-кластер обязан грамотной концепции. «До «Винзавода» художественная среда была небольшая, но разрозненная. Троценко предложили галеристам съехаться. Эффект от совместных усилий нескольких галерей оказался сильнее. Конечно, «Винзавод» не был первым. И клуб «Газгольдер», и «Фабрика» уже работали. Но там владельцы вмешивались в работу галерей. А «Винзавод» объявил: делайте что хотите».
Николай Палажченко, первый арт-директор «Винзавода» и представитель ярмарки Art Basel на территории стран бывшего СССР, уверен: создать такой проект, повторив увиденное где-то за границей, невозможно. Одним из главных открытий «Винзавода» Палажченко называет московскую публику. «Никто из нас не ожидал, что выставки в галереях вызовут зашкаливающий интерес. Оказалось, что культурные потребности горожан меняются гораздо быстрее, чем город. Москвичи пошли на «Винзавод» за новым искусством, новыми форматами. На этой волне затем возникли «Гараж», «Красный Октябрь», Artplay. Из нее родилась капковская революция. Это развитие тренда, который мы на «Винзаводе» уловили