Народ против: как жители Армении не испугались властей и довели протест до победы
Многолетний президент Армении Серж Саргсян уступил протестующим и подал в отставку. Угроза физической расправы над демонстрантами только сплотила людей, выступивших против действующей власти
Серж Саргсян, бывший президент и теперь уже бывший премьер-министр Армении, подал в отставку. Это беспрецедентное событие для независимой Армении: еще никогда армянский лидер не уходил с поста руководителя страны под давлением народных масс.
Единственный случай отставки руководителя страны, президента Левона Тер-Петросяна, стал следствием внутриэлитных разборок. В 1998 году под давлением своего ближайшего окружения, в частности руководителей силового блока, недовольного путями решения карабахского конфликта предлагаемого Тер-Петросяном, президент подал в отставку. Нынешние события отличаются тем, что ключевую роль сыграли не анонимные силовики, а армянский народ.
Если начнут стрелять
Армянская власть никогда не чуралась силовых методов подавления акций протеста. Во время массовых выступлений в Ереване 1 марта 2008 года силовики применили оружие против протестующих. Именно трагическими событиями десятилетней давности многие эксперты объясняли нежелание Саргсяна переходит к жестким действиям против демонстрантов.
Став президентом на крови (хоть его окружение все эти годы пыталось свалить вину за это на экс-президента Роберта Кочаряна, который являлся фактическим руководителем силовых структур в те дни), Саргсян, вероятно, не хотел, чтобы его премьерство начиналось аналогично. При этом медлительность властей и нежелание с самого начала прибегать к жестким действиям привела к обратному эффекту: количество протестующих начало резко увеличиваться.
Митингам помогла и креативная тактика команды Никола Пашиняна, лидера армянской оппозиции. Политик сделал акцент на работе с молодежью, в частности со студентами – а вскоре к студенческим акциям протеста присоединились представители других слоев населения. Одновременно Пашинян и его команда начали переносить акции протеста из центра столицы в спальные районы, подключая к мирным демонстрациям все новые массы населения.