Каждый раз под Новый год сердце замирает в предвкушении чего-то волшебного

Караван историйЗнаменитости

Мария Порошина. Время чудес

Каждый раз под Новый год сердце замирает в предвкушении чего-то волшебного. Мы снова становимся детьми, верящими в сказки и Деда Мороза...

Записала Елена Ланкина

Фото: Дмитрий Александров. Визаж и прическа: Оксана Тасуева. Стиль: Светлана Румянцева. Продюсер: Екатерина Шутылева. На Марии: платье Ksenia Knyazeva, колье Valtera

Одни из самых ярких воспоминаний детства у меня связаны с новогодними елками у родителей: у мамы в Большом театре и у папы в ансамбле «Березка». Их устраивают во многих творческих коллективах, артистам хочется порадовать своих детей. Как-то в «Березке» поставили настоящий «боевик», в котором Снегурочку похищали пираты. Одного из них играл мой папа. Я его не узнала, и когда он подошел с бандитской ухмылочкой: «Ай, какая девочка!» — ужасно испугалась и расплакалась. Не узнавала родного отца и в образе Деда Мороза. Сохранилась фотография с еще одной елки, где слева отец — в гриме и костюме, а справа я — совсем маленькая, растерянная, в нарядном платьице и белых колготках, растянутых на коленках. Смотрю на сказочного Дедушку во все глаза.

Отец был прекрасным Дедом Морозом — статным, красивым. И дома меня поздравлял. Однажды, видимо, так закрутился, что забыл сменить тапочки на валенки. Заметив это, я очень удивилась, стала шептать бабушке на ухо:

— Смотри, смотри, Люсечка (все называли ее просто по имени, как и мою прабабушку Маню), Дед Мороз почему-то в тапочках!

— А что в этом странного? — нашлась бабушка. — Он же старенький, ноги устали, болят. Так много детишек надо обойти!

Меня это объяснение вполне устроило. Я еще достаточно долго верила в Деда Мороза, в то, что он приносит подарки по моей просьбе. Писала ему письма, вкладывала в конверт и отдавала маме или Люсе.

Здесь я с отцом в костюме Деда Мороза. Фото: из архива М. Порошиной

Помню, мечтала о большой красивой кукле, импортной. У нас тогда делали достаточно стандартных и незамысловатых пупсов, а иностранные куклы были совсем другими — с красивыми нежными лицами, длинными волосами, пушистыми ресницами. Они были похожи на маленьких принцесс, некоторые даже могли ходить: достаточно было поставить их на пол и взять за руку. О такой я и написала Деду Морозу, но в тот год получила другой подарок. Мама сказала: «Надо было раньше обращаться. Шагающую куклу слишком трудно достать». Я согласилась — да, конечно, Дедушка вряд ли мог успеть.

Необыкновенную куклу получила на следующий год и так обрадовалась! Не была избалованной или капризной. У нас в семье вообще не было принято предъявлять друг другу какие-то претензии, все происходило по дружбе и большой любви. И я уже в детстве понимала, что любовь выражается не в каких-то вещах и подарках.

Родители развелись, когда была еще маленькой. Папа помогал как мог, но все равно мы жили довольно скромно, если не сказать бедно. Мама работала день и ночь, чтобы обеспечить семью: режиссером в Большом театре, педагогом в ГИТИСе и артисткой в театре «Сфера». У нее на руках была не только дочка, но и моя бабушка Люся и прабабушка Маня. Начинала мама как вокалистка — они с папой учились в ГИТИСе на одном курсе на факультете музыкального театра, — но неожиданно возникли проблемы с голосом. О вокале пришлось забыть, мама перешла на режиссерский факультет к знаменитому Борису Покровскому. Впоследствии не только занималась режиссурой, но и участвовала в театральных постановках и снималась в кино. Папа много лет пел в ансамбле «Березка», в девяностые занялся сольной карьерой, работал в Европе. И никогда не терял с нами связи.

В детстве мне хотелось чаще видеть маму. Я понимала, что она труженица и для нас старается, чтобы всех обеспечить, но все равно очень переживала, если та вечером задерживалась на репетиции. Не могла заснуть, пока мама не приходила. Порой это случалось достаточно поздно, и я лежала в кроватке и караулила, когда под дверью появится полоска света. Если он зажигался в коридоре, это значило, что бабушка ее встретила. Только тут я засыпала. Мама понимала, что мне ее не хватает, бывало, специально приезжала днем домой пообедать, хотя мы жили далеко от центра, где она работала. Могла привезти какой-нибудь гостинчик.

Помню, появилась с пустыми руками, и я разочарованно протянула:

— А где пода-а-а-рок?

Она села рядом и сказала:

— Машенька, просить подарки у мамы, вместо того чтобы обнять ее и порадоваться, что мы вместе, не очень правильно. Или ты не рада тому, что я мчусь к тебе через весь город?

Она это сказала так спокойно, дружелюбно, с такой грустной полуулыбкой, что я навсегда запомнила ее слова.

Сейчас моя семилетняя дочь Груня ждет подарков, когда приезжаю со съемок или гастролей. Всегда стараюсь ее порадовать, но бывает, что купить сувенир или игрушку не получается — магазины закрыты или нет свободного времени, сплошные переезды и перелеты.

Однажды я приехала без гостинца и услышала:

— А где подарочек?

У Груни было такое недовольное лицо! Попыталась объяснить, что подарки не главное, куда важнее любовь, взаимопонимание и поддержка. И Сима сестру одернула:

— Тебе не стыдно, Грунечка? Мама прямо с самолета, уставшая, не выспавшаяся, совсем скоро, через несколько часов, ей опять уезжать, а ты со своими требованиями!

Симочка у нас сердобольная и впечатлительная, ей всех жалко. Иногда сидит в своей комнате и рыдает из-за сущих пустяков. Наверное, это переходный возраст. Симе двенадцать, она еще совсем ребенок и стесняется взрослых. Зовешь с собой в гости: «Нет, спасибо, не поеду, не хочу быть во взрослой компании!» Груня, если предложить, сразу подхватывается: «Да, да, поехали, мамочка! А кто там будет из артистов? Из какого проекта?»

Дочки совершенно разные. Маленькую Глафиру, которой в феврале будет два года, я называю Хозяйкой Медной горы. Она постоянно что-то перебирает, прячет, потом находит. И внимательно следит за тем, кто в каком расположении духа. Если у человека хорошее настроение, начинает общаться. Если не очень — не подходит, играет сама. Стоит достать карандаш и бумагу, сразу хватает. Рисование у Глаши вызывает настоящий восторг. Разговаривает она пока короткими фразами, и длинные слова ей, видимо, даются с трудом, она их сокращает. Получается не «мамочка», «Симочка», «Грунечка», а «мамка», «Симка», «Грунька». Вместо «спасибо» Глаша говорит «спасима», и в этом есть что-то созвучное «спаси, мама», очень трогательное. Удивляется и пугается она необыкновенно смешно — «У-ух ты!» Груняшка тоже была забавной в этом возрасте, но шебутной, взбалмошной, а Глаша хитрюля. Понимает, что можно, чего нельзя. Подойдет к нашему коту Сильверу с вороватым видом. Я вижу — хочет дернуть за хвост — и говорю: «Лучше не трогай, он оцарапает, будет больно!» Она сразу отступает. А как только отворачиваюсь — тянется к коту опять.

Кстати, дочки тоже не узнавали моего папу в образе Деда Мороза, когда он приходил их поздравлять! Видимо, очень здорово перевоплощался. Они ведь были уже довольно большими — Симе лет девять, Груне пять, но разговаривали и фотографировались с ним не как с родным дедушкой, а как с Дедом Морозом. Читали стихи, что-то рассказывали, чтобы получить подарок. Совсем как я в детстве. Тогда выступать просто стоя на полу считалось дурным тоном. Детей обязательно поднимали на табуретку, и в этом был большой смысл. Они понимали, как серьезно, с каким вниманием к ним относятся, и старались, готовились. Особенно в Новый год. Деду Морозу тоже полагался подарочек, хотя бы в стихотворной форме. А он, прежде чем одарить детей, загадывал им загадки и хохотал над ответами. Это было невероятно интересное и увлекательное общение, душевное, теплое.

Елку в нашем доме наряжали всегда. Во многих семьях принято ставить только живую, а у нас, сколько себя помню, всегда была искусственная, в детстве довольно простенькая, из светло-зеленой пластмассы, но мне она нравилась. В любой праздник главное — настроение, а в Новый год оно всегда волшебное. Для ребенка все особенно радостно, празднично, потому что лишено взрослых забот. Детские фильмы по телевизору, украшение дома — одно сплошное счастье.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мария Порошина в ожидании Мария Порошина в ожидании

Интервью с Марией Порошиной

Караван историй
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. Проверка на прочность Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. Проверка на прочность

Ни одной звезде не приходило в голову столь откровенно делиться своими секретами

Караван историй
На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа На российских авиалиниях растет доля пассажиров без багажа

Все больше пассажиров российских авиакомпаний выбирают перелеты без багажа

Inc.
Ла-Ла Ленд Italiano Ла-Ла Ленд Italiano

Алексей Воробьёв продолжает расширять географию своего творчества

OK!
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
Суповой баланс Суповой баланс

Эти вкусные супчики приготовлены по правилам аюрведы и полезны для здоровья

Yoga Journal
Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи Девять «Оскаров», похвала критиков и один большой скандал: чем велик «Последний император» Бертолуччи

Как «Последний император» покорил критиков и возмутил историков

Правила жизни
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов Бактерии совершают самоубийство, чтобы спасти свою колонию от вирусов

Кишечная палочка использует ранее неизвестную противовирусную систему

ТехИнсайдер
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Верить нельзя сомневаться Верить нельзя сомневаться

О самых частых заблуждениях о миоме матки рассказывает врач акушер-гинеколог

Лиза
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Сев в условиях нехватки влаги Сев в условиях нехватки влаги

Почему сокращаются посевы зерновых культур

Агроинвестор
Стравинский. Танцы. Люди Стравинский. Танцы. Люди

Денис Мережковский разбирается в правилах хореографического импортозамещения

Moodboard
Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики Геохимики СПбГУ первыми в России датировали подводный минерал из крупнейшего бассейна восточной Арктики

Геологи СПбГУ смогли первыми определить возраст подводного арктического минерала

Знание – сила
Семь секретов красивого голоса Семь секретов красивого голоса

Простые хитрости, которые помогут сохранить звучание голоса в любом возрасте

Здоровье
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Подводный флот Ирана Подводный флот Ирана

Главная сила ВМС Ирана — подводные лодки

Наука и техника
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Время титанов Время титанов

Ма Яньсун — архитектор, который умеет так же хорошо строить, как и мечтать

Weekend
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого Ученые расшифровали, как мы ощущаем вкус сладкого

Как язык воспринимает сладость, какой рецептор отвечает за влечение к сахару?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении