Как Яна Гладких совмещает в себе две профессии — актрисы и режиссера

Караван историйЗнаменитости

Яна Гладких: "В МХТ я именно служила. Никаким другим словом это не назвать"

Беседовала Екатерина Филимонова

Яне Гладких всего тридцать один, а за ее плечами уже около тридцати киноролей, десять главных ролей в МХТ имени Чехова и пять режиссерских работ, среди которых есть один полнометражный фильм "Красотка в ударе" и сериал "Amore more". Как ей удается совмещать в себе две профессии — актрисы и режиссера, играть в театре и воспитывать двух маленьких сыновей, артистка рассказала в интервью "Каравану историй".

— Яна, актерская карьера с самого начала складывалась у вас очень удачно: крупные проекты в кино, главные роли в МХТ имени Чехова. Но вы решили сменить профессию и стать режиссером...

— Я по-прежнему остаюсь актрисой, мне нравится сниматься. Так что я бы не рассматривала это как смену профессии. Надеюсь, мне и дальше удастся совмещать профессию актрисы и режиссера. Хотя это очень сложно и постоянно приходится делать выбор — все на свете успеть невозможно. А режиссура меня всегда привлекала. Когда поступила в Школу-студию МХАТ на актерский, уже знала, что, отучившись, сразу буду поступать на режиссерский факультет. Но исполнить свою мечту удалось только через 10 лет.

После Школы-студии меня взяли в труппу МХТ. Мне очень нравилось работать в театре под руководством Олега Павловича Табакова. Это был прекрасный период в моей жизни. У меня было 10 ролей в театре, я поработала с огромным количеством режиссеров: Бутусов, Рыжаков, Шапиро, Богомолов, Сигалова, Пускепалис, Женовач. Эти фамилии составляют мой профессиональный багаж, которым я горжусь. Решение уйти из МХТ было трудным. Ведь мне пришлось не только расстаться с коллегами, со спектаклями, но и лишить себя стабильного заработка и привычного образа жизни, когда из года в год приходишь в театр утром и уходишь вечером. Было страшно, но я знала, что придется чем-то жертвовать. Чувствовала, что сделать такой радикальный шаг необходимо. Мне было важно получить качественное образование, и я посвятила этому все свое время. Играя параллельно в театре по 20 спектаклей в месяц, это было бы, конечно, невозможно. Я поступила на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Ивановичу Хотиненко. У меня были очень крутые мастера — Владимир Алексеевич Фенченко, Павел Константинович Финн. Все они — мастодонты кинематографа, и я хотела взять от них все.

Яна Гладких в спектакле МХТ имени Чехова «Вишневый сад», 2012 год

— Не скучаете по театральным подмосткам? Вы все-таки служили в театре 10 лет. Кстати, служили или работали?

— Да, я именно служила. Никаким другим словом, как служение, это не назвать. Я скучаю по людям. Даже не по коллегам, с ними мы так или иначе встречаемся, а именно по людям, которые работали за сценой: гримерам, костюмерам, реквизиторам. Это все чрезвычайно культурные теплые люди, которые мне были как семья. Я очень скучаю по своей гримерке, куда приходила за час до спектакля и сосредотачивалась, настраивалась. Я очень скучаю по зданию театра. Помимо десяти лет, которые там работала, я еще и до этого четыре года училась в Школе-студии. То есть я каждый день в течение многих лет с девяти утра до одиннадцати вечера находилась там. По сути, это был мой второй дом. Ностальгия какое-то время была. Просто жизнь идет дальше, появляются какие-то другие вещи и замещают.

Но со сценой я до сих пор не рассталась. В театре Фоменко играю в «Пяти вечерах». А еще участвую в постановке «Поле» по Чингизу Айтматову в театре «Практика» — с моими однокурсницами и Сашей Урсуляк. Сейчас я не могу позволить себе репертуарный театр, потому что он отнимает слишком много времени. Да и мои интересы на сегодняшний день не лежат в этой плоскости. Я нашла баланс между театром, кино и режиссурой. Пока у меня получается.

— Вашей дебютной режиссерской работой стал дипломный короткометражный фильм «Яна — это Аня наоборот», который получил приз кинофестиваля «Движение». После этого вы еще сняли полнометражный фильм «Красотка в ударе» и короткометражку «Сексоголики». А недавно вышел сериал «Amore more»... Не было страха перед большим проектом?

— Нет, мне было очень интересно, я чувствовала в себе силы. Когда прочитала пилот сценария «Amore...», невероятно увлеклась этим сюжетом. В его центре — две пары (одну играют Александра Урсуляк и Юрий Чурсин, вторую — я и Андрей Бурковский), переживающие трудный период в отношениях. Мне показалось это чрезвычайно любопытным, дальше я уже принимала плотное участие в разработке. Для меня это первый сериал, новый этап, новый уровень, я очень вкладывалась в него.

Фильм о том, что происходит с институтом семьи в наши дни. В 2020 году распалось 73 процента браков, 70 лет назад было всего 4 процента. Динамика налицо. Многие молодые люди считают, что классический брак изживает себя, и ищут новые формы союза. Наш сериал о полиаморных отношениях. Мне было действительно любопытно разобраться, как же это бывает. Утопия ли это — попытка выстроить союз между более чем двумя людьми. Полиамория — это же не только свидания и секс, это еще и общие переживания, трудности, общий быт — в общем, это все очень сложно. Мне кажется, что если все в этой концепции довольны, никто не страдает, то почему нет. В конце концов, мы все стремимся быть счастливыми и сделать счастливыми любимых людей.

Яна Гладких и Артем Цуканов в спектакле театра «Мастерская Петра Фоменко» «Пять вечеров». Режиссер Виктор Рыжаков, 2011 год

— В этом проекте вы еще и сыграли главную роль...

— Это было сложно. Моя героиня задействована чуть ли не в каждой сцене, и надо было одновременно находиться как перед камерой, так и за ней. Невероятно трудно смотреть на себя одновременно со стороны и изнутри, делать роль, править саму себя. Благо у меня уже был опыт, я снималась в своей короткометражке «Сексоголики». Кстати, после нее я зареклась снимать саму себя. Но тут вынудили обстоятельства, Это было продюсерское решение, чтобы я снималась в роли Алисы. Сейчас не жалею об этом и рада, что рискнула.

Недавно был прецедент со вторым моим сериалом «Сексоголики» для платформы IVI. Поскольку в пилотной серии я сыграла главную роль, автор сценария и креативный продюсер Женя Хрипкова сказала, что больше никого в этой роли не представляет. Но я категорически отказалась: только что прошла этот путь с «Amore...» и понимаю, что это очень тяжело, да и совершенно незачем. Поражаюсь актерам-режиссерам, которые на постоянной основе практикуют обе должности на одном проекте. Это нереально сложно. Мне нравится разделять эти вещи. И полностью погружаться либо в одно, либо в другое. Еще одного такого опыта по собственной воле я бы не хотела. Кроме того, есть очень много режиссеров, с которыми я бы хотела поработать, помимо режиссера Гладких.

На данный момент существует только один проект, в котором я готова и сниматься, и снимать, — это второй сезон «Amore more». Но пойду на это при определенных условиях: если у меня будет хорошая организация работы и больше времени. И если это случится, то, пожалуй, снимусь. Я очень прикипела к этой истории.

— В одном интервью вы сказали, что утверждаете актеров без проб...

— В продюсерском кино это невозможно, ты всегда делаешь пробы. Но в случае «Amore...» было стопроцентное попадание: те артисты, которых я хотела и пробовала, тут же были утверждены. Я могу приглашать актеров без проб только в том случае, если надо мной нет продюсеров. Как это и было в моих коротких метрах — «Яна — это Аня наоборот» и «Сексоголики». И никогда не жалела о выборе! Вообще, когда я зову артистов, то руководствуюсь только одним принципом: это должны быть те актеры, которых я обожаю, практически боготворю. Случайных людей у меня на площадке не бывает. Чаще всего я еще до проб знаю, что человек мне подойдет. И когда пишу сценарий, изначально держу в уме этих людей.

— Легко соглашаются? Все-таки вы молодой, начинающий режиссер. Могут быть сомнения...

— Да, согласились мгновенно, никто не сомневался. Было абсолютное доверие ко мне как к режиссеру. Я уж и не знаю, чем заслужила его... Но по-человечески и профессионально наша совместная работа была абсолютным праздником. Я вообще могу работать лишь в ощущении всеобщей любви.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сергей Жуков. Наивный мишка Сергей Жуков. Наивный мишка

Сергей Жуков: «Нет, все девчонки-юбчонки останутся в прошлом»

Коллекция. Караван историй
Правила жизни Пеле Правила жизни Пеле

Правила жизни трехкратного чемпиона мира по футболу Пеле

Правила жизни
Владимир Вдовиченков: Владимир Вдовиченков:

"Хочу быть богатым и знаменитым и ничего для этого не делать"

Караван историй
Сколько лет в среднем живут собаки, и что влияет на продолжительность их жизни Сколько лет в среднем живут собаки, и что влияет на продолжительность их жизни

Сколько живут лучшие друзья человека, как порода влияет на долготу их жизни

ТехИнсайдер
Подросток Лимонов. Продолжение Подросток Лимонов. Продолжение

В СССР Лимонов не был диссидентом, но был чужим для советской системы

Esquire
Не все хотят снять хиджаб и строить карьеру: что такое постколониальный феминизм Не все хотят снять хиджаб и строить карьеру: что такое постколониальный феминизм

Почему то, как борются за свободу на Западе, подходит не всем

Forbes
Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями» Марина Яковлева: «Я сказала Джигарханяну «Нет! Останемся друзьями»

Моя мама была суровой. Я ее и любила, и боялась

Караван историй
Шрек с Уральских гор? Удивительная история рестлера, который, вероятно, стал прообразом знаменитого персонажа Шрек с Уральских гор? Удивительная история рестлера, который, вероятно, стал прообразом знаменитого персонажа

Несмотря на его необычную внешность, его называли "Французский ангел"

ТехИнсайдер
Свинью пришлось лечить от алкоголизма из-за хозяина: (не) веселая история из Германии Свинью пришлось лечить от алкоголизма из-за хозяина: (не) веселая история из Германии

Свинья из немецкого городка попала в реабилитационный центр из-за алкоголя

ТехИнсайдер
Обратная сторона праздников: почему они радуют далеко не всех Обратная сторона праздников: почему они радуют далеко не всех

Почему все больше тех, кто признается, что праздники для них — грустное время?

Psychologies
Hip-Hop Rules Luxury Hip-Hop Rules Luxury

Отношения хип-хопа и люкса складывались непросто

Robb Report
Напряженная семейная драма Мэри Бет Кин «Да — тогда и сейчас» Напряженная семейная драма Мэри Бет Кин «Да — тогда и сейчас»

Отрывок из семейной драме о неровном срыве

СНОБ
Гены, дрожжи и… человек Гены, дрожжи и… человек

Интервью с Дмитрием Кнорре об исследовании дрожжей

Наука и жизнь
Как избавиться от телефонного спама и звонков мошенников Как избавиться от телефонного спама и звонков мошенников

Сейчас мы разберемся, как максимально эффективно избавиться от телефонного спама

CHIP
10 самых необычных праздничных печений со всего мира 10 самых необычных праздничных печений со всего мира

Хрустики, пиццелле, ванильный рогалик и другие необычные печенья

ТехИнсайдер
«Его фильмы дотягиваются до разных людей»: Федор Балабанов — об отце и его творчестве «Его фильмы дотягиваются до разных людей»: Федор Балабанов — об отце и его творчестве

Сын Алексея Балабанова — о том, почему он так любит Питер и как подбирал музыку

Forbes
МAXIM посмотрел «Аватар-2» и готов вынести вердикт, стоит ли смотреть фильм на большом экране МAXIM посмотрел «Аватар-2» и готов вынести вердикт, стоит ли смотреть фильм на большом экране

«Аватар-2»: Строили мы, строили и наконец построили

Maxim
Кашляние, хмыкание и моргание: в чем причина нервных тиков и можно ли от них избавиться Кашляние, хмыкание и моргание: в чем причина нервных тиков и можно ли от них избавиться

Почему появляются нервные тики и можно ли от них излечиться?

Psychologies
Исчезнувшие: почему в кино и на телевидении все еще мало зрелых героинь Исчезнувшие: почему в кино и на телевидении все еще мало зрелых героинь

Почему репрезентация зрелых женщин в кино важно для всех?

Forbes
Как правильно пить таблетки, рассасывать пастилки и принимать сиропы: 3 важных правила Как правильно пить таблетки, рассасывать пастилки и принимать сиропы: 3 важных правила

Правда ли, что антибиотики лучше не запивать молоком?

Psychologies
Книжная Маргарита Книжная Маргарита

Александр Дюма — мастер жонглирования событиями прошлых лет

Дилетант
Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже Снеживиночка и внучка Деда Мороза: что мы знаем о главном женском зимнем персонаже

Forbes Woman рассказывает о снегурочке и о других женских зимних персонажах

Forbes
Как ученые воссоздают внешность древних людей: 10 невероятно реалистичных фотографий Как ученые воссоздают внешность древних людей: 10 невероятно реалистичных фотографий

Как выглядели наши предки?

ТехИнсайдер
Немаваси, кайдзен, хансей: как японская философия помогает строить успешный бизнес Немаваси, кайдзен, хансей: как японская философия помогает строить успешный бизнес

Как японцы выстраивают стратегию управления бизнесом

Правила жизни
Кто больше страдает от нехватки спорта? Стоит узнать некоторые нюансы Кто больше страдает от нехватки спорта? Стоит узнать некоторые нюансы

Как фитнес влияет на людей разного возраста?

ТехИнсайдер
Коты и годы Коты и годы

«Без солнца»: история как последовательность монтажных склеек

Weekend
Прогулки по Вселенной и освоение Марса: насколько люди близки к невозможному Прогулки по Вселенной и освоение Марса: насколько люди близки к невозможному

Насколько близко современная наука приблизилась к созданию варп-двигателей

ТехИнсайдер
Продолжение истории о том, кто живет в вашей комнате Продолжение истории о том, кто живет в вашей комнате

Как работает теория ближнего и дальнего круга и может ли она помочь семье

СНОБ
Как избавиться от тревоги и жить спокойно Как избавиться от тревоги и жить спокойно

Отрывок из книги «Тревога не то, чем кажется»

Psychologies
Знакомьтесь, Liili — восходящая поп-звезда из Казахстана, которую вы точно знаете по вирусному треку Hot Знакомьтесь, Liili — восходящая поп-звезда из Казахстана, которую вы точно знаете по вирусному треку Hot

Интервью с певицей Liili — о треке Hot, вирусной популярности и TikTok

Правила жизни
Открыть в приложении