«Канувшие в Лету»: графические форматы, о которых мало кто помнит
Издание Vice рассказало о первых графических стандартах, благодаря которым можно было сохранять цифровые изображения, делать макеты газет и пускать сказки в телеэфир. Среди них VRML, PCX, BMP, RIPscrip и другие.
В конце 20-го века компании вовсю работали над первыми техническими стандартами для графических форматов, которые позволили бы людям по-новому взглянуть на мир и обмениваться изображениями как в интернете, так и с помощью факса в профессиональной среде.
Интернет-соединение тогда часто работало со сбоями, так что важным аспектом и для хранения данных и для пересылки была возможность их сжать. Об алгоритмах JPEG, которые дают сжимать изображение как с потерями, так и без них, знают многие. Однако на рынке были и другие форматы — более неоднозначные, нишевые и потому менее распространённые, пишет Vice.
Формат NAPLPS
Тип файла: векторная графика
Наиболее распространённое расширение: .nap
NAPLPS — одна из первых попыток создать портативный формат, который позволил бы быстро выводить на экран графику в высоком разрешении. Разработал его Центр коммуникационных исследований Канады — для своей собственной видеотекс- и телетекст-службы Telidon.
NAPLPS сперва использовали в индустрии телевещания, а затем и на компьютерах: например, в развлекательно-информационном онлайн-сервисе Prodigy, который в конце 80-х представили компании Sears и IBM.
Фрагмент передачи с кабельного канала Genesis Storytime, работавшего в США и Канаде в 1980-1990 годах: в течение дня он показывал истории для детей без звука. Вся графика выведена на экран благодаря NAPLPS
Формат BSAVE
Тип файла: растровая графика
Наиболее распространённое расширение: .bsv и .pic
Формат BSAVE назван в честь одноимённой компьютерной команды BSAVE, которая позволяла сохранить необработанное изображение того, что показывает экран. А запустить полученные данные можно было с помощью функции BLOAD. Обе работали в системах на диалекте Microsoft BASIC.
Формат использовали также на ранних инструментах для оцифровки — например, на чертёжной доске VersaWriter. Рисунки с неё для повторного просмотра можно было сохранить в BSAVE.
BSAVE остался в истории графических редакторов потому, что подобный подход к сохранению изображений позже использовали в одной из первых «рисовалок» для компьютеров IBM PC — это PCPaint от компании Mouse Systems.