Новый инструмент образования: интерактивные виртуальные миры
Обучение может быть интереснее кино и компьютерных игр, потому что ученики сами становятся участниками сюжетов в виртуальном пространстве. Более того, там можно «трогать» нарисованные объекты, взаимодействовать с ними. Это новое измерение, о возможностях которого рассказывает резидент «Сколково», компания «Визионеро».
Осенью 2021 года в Китае запретили репетиторство и дополнительные занятия по школьной программе. Ажиотаж вокруг подготовки к выпускным и поступлению в вуз был настолько зашкаливающим, что дети работали аврально, в 2-3 смены ежедневно. Высокая конкуренция сначала на учебном, потом на рабочем рынке заставила китайцев выкладываться в течение всей дистанции. Давление ощущают даже ученики младших классов, дальше требования растут и достигают пика на решающих экзаменах.
В России нет такой зацикленности на образовании. Но большинство родителей, разумеется, желают своим детям хорошего старта в жизни. Да и многие старшеклассники сами понимают, что надо поднажать, если хочешь добиться чего-то стоящего. Поэтому около 76% школьников в выпускных классах занимаются с репетиторами. По статистике примерно столько же чувствуют себя усталыми.
Тем не менее, самая усердная зубрежка уже не дает гарантий. Интернет изменил не только доступ к знаниям — саму парадигму познания. Сейчас нет нужды в заучивании блоков информации. Наоборот, даже лучше этого не делать, потому что в реальной взрослой жизни любая отрасль обновляется за год или два. Необходимы навыки поиска актуальной информации, ее проверки, сопоставления. Аналитические способности и приемы не появятся, даже если ученик выучит Википедию наизусть.
Мета-трендом становится непрерывное образование. Оно решает проблему быстрого устаревания данных и методик, помогает специалистам оставаться в авангарде своих отраслей, развивать компании быстрее рынка, больше зарабатывать самим. Это всех устраивает, только взрослым сложно преодолеть негатив к учебе, который у многих складывается еще в школе. Сдать выпускные и вступительные экзамены «через не могу» еще можно — но никто не хочет жить в стрессе постоянно.
Поэтому вовлекающие и эффективные способы обучения детей не просто помогают улучшить оценки или обеспечить призовые места на школьных олимпиадах. Они закладывают принципиально другую основу, сохраняют детскую любознательность, тягу к экспериментам и открытиям.
Виртуальные технологии в обучении
Определение «виртуальная реальность» слишком общее и неполное определение, тут уже нужен небольшой словарик. Различают:
- VR (virtual reality) — виртуальная реальность. Объемный графический мир, в котором пользователь может оглядываться по сторонам, двигаться, перемещаться. Это похоже на 3D-игру.
- AR (augmented reality) — дополненная реальность. Виртуальный мир помещается в реальный. Объемные картинки дополняют то, что мы видим вокруг. Например, если посмотреть на улицу «через смартфон», на экране будет прямая трансляция домов, машин, прохожих, но поверх них появятся стрелки, пояснения, покемоны, любая графика.