«Создавала такие произведения, что мужи удивлялись»: девять художниц эпохи Ренессанса
Официальная портретистка папского суда, представительница «малых голландцев», основательница мастерской при монастыре — рассказываем о девяти художницах, которые добились успеха во времена Тинторетто и Питера Класа
В 16–17 веках женщинам не разрешалось поступать в академии, у них зачастую не было права выставлять счета за свои работы, они не могли изучать анатомию и изображать нагое тело. В конце концов, долгое время они попросту не интересовали историков искусств — только с 2009 года организация AWA (Advancing Women Artists) обнаружила более 2000 ранее не изучавшихся работ итальянских художниц в небольших церквях и музеях.
Как правило, у тех, кто все-таки обучался живописи на профессиональном уровне, были либо деньги, либо отец-живописец, который позволял им учиться и работать в собственной мастерской. Поэтому эта подборка художниц — своего рода оптическая иллюзия: всем им очень повезло. Как писала в эссе «Своя комната» Вирджиния Вулф: «Невозможно сколотить состояние и родить тринадцать детей».
Плаутилла Нелли (1524–1588)
Плаутилла Нелли стала монахиней еще в 14 лет, а чуть позже открыла в монастыре Святой Екатерины Сиенской мастерскую. Там сестры выполняли как заказы Церкви, так и запросы частных клиентов. Правда, их не считали профессиональными художницами, любезно называя талантливыми любительницами.
Историк искусства Джорджо Вазари рассказывал, что Нелли обучалась живописи самостоятельно, «начав понемногу рисовать и копировать в цвете рисунки и картины выдающихся мастеров».
Сестра Плаутилла объединила вокруг себя девушек-монахинь из семей художников и тех сестер, которые хотели обучиться этому ремеслу, позволяя им обмениваться друг с другом знаниями и опытом.
На обратной стороне ее самой известной картины, «Тайной вечери», рукой Плаутиллы написано: «Молитесь о художнице». В 2019 году благодаря фонду AWA картину отреставрировали и вывесили во флорентийской базилике Санта-Мария Новелла.
Софонисба Ангвиссола (1530/2–1625)
Софонисбе повезло: ее отец, руководствуясь сочинением гуманиста Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где тот в том числе рассуждал и об обучении женщин, хотел дать своим дочерям качественное образование. В 1546 году он отправил свою старшую дочь учиться к довольно известному в то время художнику Джулио Кампи. От него Софонисба и научилась многим стилистическим приемам.
Одна из самых известных картин Софонисбы — изображение сестер за партией игры в шахматы, что довольно нетипично для полотен тех лет. Ей вообще нравилось запечатлевать подобные сценки из повседневной жизни, за что ее называют создательницей жанровой живописи.
В 1558 году Софонисба побывала в Милане, который тогда находился во владении Испании, и написала там портрет испанского герцога Альбы. А после по его рекомендации ее пригласили ко двору короля Филиппа II — это первый известный случай подобного предложения художнице. Следующие два десятилетия Софонисба проработала при испанском дворе, за что впоследствии и получила от Филиппа II значительную пенсию в 100 дукатов.
В 1573 году художница вместе с мужем (свадьбу организовал сам король) уехала в Италию. Через шесть лет супруг умер, и 47-летняя Софонисба вышла замуж за бывшего капитана судна Орацио Ломеллино. У того было как минимум два неоспоримых достоинства — он полностью разделял желание жены заниматься творчеством и был моложе ее. Известно, что с 1584 по 1616 или 1620 годы супруги жили в Генуе в просторном доме семьи Орацио, где у Софонисбы была собственная мастерская. Он успешно торговал, а она продолжала получать королевскую пенсию, так что выбирать между искусством и попытками прокормиться ей не приходилось.
Софонисба продолжала писать до глубокой старости и умерла в возрасте 92 или 93 лет. В конце жизни к ней приезжал молодой Антонис ван Дейк. Уже после смерти ее работы часто неверно атрибутировали и приписывали Тициану, Леонардо да Винчи и Джованни Морони.