Годы назад идея взять с собой в безлюдные места новую технику никого не смущала

MaximНаука

Безрассудство и отвага: история аэросаней в полярных экспедициях

Сто лет назад люди были куда как более отчаянными: идея взять с собой в безлюдные места технику нового типа никого не смущала. И совершенно напрасно!

Савва Сафонов

600x493_0xac120003_12992104111637934103.jpeg
Альфред Вегенер, основоположник актуальной теории строения Земли. Он же первым взял аэросани в экспедицию

Не то чтобы полярные исследователи начала XX века были совсем безбашенными, но легкое безумие во многих присутствовало. Роберт Скотт, например, взял с собой в Антарктиду моторные сани, у которых от мороза почти сразу треснули моторы. План Б у Скотта был, но он не сработал.А Соломон Андре отправился на воздушном шаре к Северному полюсу, и все тоже кончилось трагически.

Что касается аэросаней, то сама идея всем очень нравилась. Летишь себе над сугробами, куда хочешь, не зная преград. Однако на практике так почему-то не получалось.

Экспедиция А. Вегенера в Гренландию

Первым известным нам случаем применения аэросаней полярными исследователями была экспедиция Альфреда Вегенера в 1930-31 гг. Немецкий метеоролог и геофизик был к тому моменту опытным путешественником, да лет ему было прилично — ровно 50. Кстати, это тот самый Вегенер, который придумал теорию дрейфа континентов.

Так вот, экспедиция была на ледяной щит Гренландии. Это площадь размером 2530 на 1094 км, и толщина льда на ней составляет в среднем 1500 км (а максимум — более 3000 м). Немцы планировали устроить три базы на расстоянии сотен километров друг от друга, чтобы наблюдать за погодой, а доставку продуктов к ним осуществлять с помощью аэросаней под названием «Полярный медведь». Сани перед экспедицией испытывали в Финляндии и остались ими вполне довольны. Однако на месте, в Гренландии, выяснилось, что этот замечательный аппарат вообще не едет по рыхлому снегу. То ли мощности двигателя не хватало, то ли проблема была в массивных деревянных лыжах — а скорее всего и в том, и в другом. В результате продукты и снаряжение пришлось в авральном режиме везти на станцию «Эйзмитте», за 400 км, на собаках. Опуская леденящие душу арктические подробности, скажем лишь, что на обратном пути Альфред Вегенер погиб. Самая вероятная причина смерти — проблемы с сердцем из-за высоких нагрузок.

1800x1316_0xac120003_19442403091637929460.jpeg
Аэросани экспедиции Вегенера, «Полярный медведь». Тяжелые, на четырех массивных деревянных лыжах, по рыхлому снегу они ехать решительно отказывались

Экспедиция М. Ермолаева на Новую Землю

Следующей попыткой применения аэросаней в экспедициях была экспедиция геолога Ермолаева на Новую Землю в 1932-33 гг. Про нее даже в итоге сняли художественный фильм «Семеро смелых», добавив для пикантности в состав группы ученых девушку.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении