Как в Норвегии, только наоборот. Почему новые идеи Минфина — верный способ остаться без последней «заначки»
Инициатива Минфина «сделать как в Норвегии» при ближайшем рассмотрении оказывается лишь свидетельством того, что в борьбу за деньги российского суверенного фонда включились еще и «оборонка» вместе с Росэнергоатомом
Не исключено, что у многих прочитавших заголовок о том, что Минфин предлагает взять за основу норвежскую модель при управлении средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ), радостно забилось сердце. Неужели через 15 лет после того, как в России было решено откладывать нефтяные сверхдоходы и начал формироваться Стабилизационный фонд, власти, наконец, пришли к тому, чтобы не изобретать велосипед, а воспользоваться успешным опытом богатых нефтью потомков викингов?
Глядишь, и мы лет через двадцать обзаведемся суверенным фондом, в котором будет лежать триллион долларов (именно столько лет ушло у Норвегии на то, чтобы скопить свой первый триллион), а еще лучше — два с половиной ВВП, как у норвежцев. С таким фондом будут не страшны ни энергетический переход на возобновляемые источники энергии, ни демографическая яма, в которую мы погружаемся все глубже. Слезем, наконец, с «нефтяной иглы», поборемся за место в тройке мировых лидеров по ВВП на душу населения (Норвегия на третьем месте), обеспечим пенсионерам уверенность в завтрашнем дне, а тем, кто помоложе, — в послезавтрашнем.
Тем, кто не хотел портить себе настроение и расставаться с промелькнувшими перед внутренним взором благостными картинками счастливого будущего, дальше заголовка читать не стоило. Поскольку то, что в действительности предложил замминистра финансов Владимир Колычев, так же далеко от принципов управления норвежским суверенным фондом, как Владивосток от Осло.