Как уроженец Арзамаса-16 основал сеть Poison Drop и привлек деньги миллиардера
Последние два года стали судьбоносными для продавца дизайнерской бижутерии Poison Drop. Компанию покинули двое из четырех ее основателей. Но в октябре 2022 года 25% в ООО «Пойзон дроп» купил бывший топ-менеджер Invest AG и «Ренессанс групп» Максим Пенкин. А спустя год, 3 ноября, была закрыта сделка по продаже аналогичного пакета венчурному фонду «ТилТех капитал» основателя «ВкусВилла» и миллиардера Андрея Кривенко и партнеров. Что заставило бывшего физика разбираться в модных украшениях и почему Poison Drop будет теперь активно открывать магазины офлайн?
Предприниматель Андрей Мигунов не понаслышке знаком с историей советского атомного проекта. Он родился в городе Арзамас-16 Нижегородской области, где в 1946 году разместился сверхсекретный объект КБ-11, специалисты которого приступили к работе над атомной бомбой. В 1995 году городу вернули старое, появившееся еще в XVII веке название Саров, но статус он сохранил — здесь действует Российский федеральный ядерный центр.
Отец Мигунова был конструктором ракетных двигателей, мать — оператором первых вычислительных машин. «Вся эта закрытость города сильно чувствовалась», — делится 41-летний уроженец Арзамаса-16. В беседе с Forbes он вспоминает культурный шок, который испытал в 1993 году, когда в составе детской делегации от школы бальных танцев попал в Норвегию. «Причем этот шок со мной происходил на каждом шагу — взять хотя бы компьютеры или банальную зубную щетку Colgate, да я таких и не видел никогда! Дистанция между моей реальностью в Арзамасе и западной жизнью была колоссальной. Мне и сейчас все время хочется догнать ту заветную жизнь», — вспоминает Мигунов.
Мечты о консьюмеристском рае отлично рифмуются с тем, чем Мигунов занимается последние 10 лет. Он совладелец сети Poison Drop, которая продает элитную бижутерию, а сама себя именует в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) главным универмагом украшений. Оборот Poison Drop приближается к 1 млрд рублей. Когда-то идею этого бизнеса на коленке придумали Мигунов, его супруга и два хороших знакомых. С тех пор бизнес вышел в новую лигу: среди партнеров Мигунова — бывший топ-менеджер миллиардеров Александра Абрамова и Александра Фролова Максим Пенкин, а также фонд «ТилТех Капитал» еще одного миллиардера и основателя «ВкусВилла», Андрея Кривенко.
Физик в «Космосе»
Закончив в 1999 году арзамасский физико-математический лицей, Мигунов перебрался в Москву, где поступил на физмат МГУ. «Если честно, я так и не смог почувствовать себя на 100% физиком, меня тянуло в более креативные области, так что все свое свободное время я проводил на факультете журналистики — там было классно и весело», — признается Мигунов. Параллельно с учебой молодой человек зарабатывал первые деньги: был курьером, развозил технику, работал в кол-центре в дизайн-студии.
В 2004 году Мигунов открыл для себя индустрию драгоценностей, устроившись в одну из крупнейших тогда ювелирных сетей, «Космос золото»: сначала был менеджером по спецпроектам, затем возглавил отдел маркетинга. А в 2007 году он женился на Ирине Мысиной. По словам Мигунова, пара познакомилась «на подоконнике в баре 30/7». На тот момент Мысина работала в журнале для мужчин «Медведь», а после перешла в интернет-издание Mainpeople, специализирующееся на светской хронике.
Кризис 2008 года больно ударил по бизнесу «Космос золота», компания значительно сократила расходы на маркетинг. И Мигунов перешел на работу в издательство «СК Пресс», где возглавил маркетинг фешен-журнала InStyle и отвечал в том числе за ежегодные шоу издания, на которых проходили показы крупнейших мировых брендов. Тогда же у молодого человека появилось желание заняться собственным бизнесом. «Я получал где-то 120 000—140 000 рублей, вроде прилично, но я быстро к сумме привык, захотел большего, независимости, — вспоминает Мигунов. — Примером тогда для меня служил акционер InStyle Евгений Адлеров. Я видел, как он управлял своей медиаимперией, какой след наши шоу оставили в истории российского шоу-бизнеса. Хотелось сделать что-то подобное, но придумать свой бренд было не так просто».
Окровавленные шипы
Мигунов признается, что первое время ему не хватало авантюризма, чтобы уйти с работы по найму в свое дело. «Зато этого было хоть отбавляй у моей жены», — добавляет он. Именно Мысина стала идейным вдохновителем и первым инвестором Poison Drop. Бизнес-модель родилась в 2012 году на даче у подруги Мигунова и Мысиной Ирины Кузнецовой. Она работала в мультибрендовом онлайн-магазине Icon Dress. Компания привозила в Россию дорогие дизайнерские бренды, например Diane von Furstenberg, Jimmy Choo и Stella McCartney. К одежде доставлялись довольно экстравагантные капсулы украшений Maison Michel и Erickson Beamon. «Украшения были странные, не имеющие отношения к классической ювелирной продукции, — рассказывает Мигунов. — Бижутерия, но высочайшего класса, весь этот пластик и латунь выглядели очень эффектно, да и стоили прилично — $200, $300, $500 за изделие. Капсулы просто улетали. Кузнецова нам часто об этом рассказывала».
Вдохновившись примером Icon Dress и вспомнив о богатом опыте Мигунова в ювелирном бизнесе, Мысина уговорила супруга и Кузнецову основать интернет-магазин дизайнерской бижутерии. Четвертым в бизнес позвали коллегу Мигунова по InStyle Руслана Трубчика, который взялся сделать сайт для маркетплейса. В мае 2013 года была зарегистрирована компания «Пойзон дроп», в которой каждый из партнеров получил по 25%, сайт компании заработал в августе.
Деньги на закупку первых партий товара — 900 000 рублей — предоставила Ирина Мысина. Однако принимать участие в операционной деятельности Poison Drop она отказалась. У Мысиной есть свои, не связанные с Poison Drop проекты. Например, она с партнерами построила технологическую компанию в рекламной сфере OTM, которую в 2021 году, по оценке экспертов, за 1,3 млрд рублей купила группа Veon.
В Poison Drop Кузнецова стала отвечать за выбор и закупку товара, Трубчик начал строить IT-платформу, Мигунов взял на себя всю операционную и маркетинговую часть. «Ира Кузнецова проделала невероятную работу: она ходила по поставщикам украшений и дизайнерам, показывала им распечатку на А4 картинок нашего сайта — магазина дизайнерских украшений, рассказывала, кто мы и что. Просила, чтобы нам дали товар на реализацию», — рассказывает Мигунов. Сам он воспользовался старыми журналистскими связями, чтобы запуск Poison Drop осветили крупнейшие фешен-издания.
Бизнес партнеры создавали буквально на коленке. Первое время офис Poison Drop располагалась в квартире Трубчика на Мосфильмовской улице, а импровизированный склад — в платяном шкафу дома у Мигунова и Мысиной. Как только на сайте Poison Drop появлялся заказ, Мигунов с украшением ехал к Трубчику, партнеры упаковывали его и отвозили посылку клиентам. Первыми покупателями стали знакомые знакомых. Но Мигунов хорошо помнит и первый заказ от стороннего покупателя — он лично отвез девушке на Варшавское шоссе серьги, а вдобавок к ним подарил браслет. «Мы делали все сами. Я искал первые помещения для офиса, тоже обрабатывал и доставлял заказы, нанимал первых сотрудников», — вспоминает Трубчик.