Как научить детей разумно обращаться с деньгами?
Объясняем ценность денег, учим отличать потребности от желаний и помнить про сдачу в игровой форме вместе с малышом.
Вопрос «с какого возраста говорить с ребенком о деньгах?» обычно приходит в голову родителям, когда малыш вырастает и начинает готовиться к школе. Этого требует ситуация – как он, например, будет покупать еду в столовой?
Сегодня в школе наличные деньги не в ходу – дети расплачиваются карточками или специальными браслетами. Но вопросов меньше не становится – их количество растет как снежный ком:
- как пополнять эту карточку?
- кто это будет делать?
- что делать, если ребенок ее потерял?
- сколько денег ему нужно на еду и другие карманные расходы?
- какие расходы у него могут быть?
Количество вопросов растет как снежный ком. Как найти правильные ответы?
Личный опыт – как я приучила ребенка к деньгам
Перед тем как ответить на эти вопросы, подумай, есть ли у твоего ребенка базовые навыки обращения с деньгами: понимает ли он, что такое финансовая безопасность, осознает ли свои потребности и умеет ли отличать их от желаний, умеет ли делать покупки и помнит ли про сдачу?
Я начала погружать сына в финансовую среду с 8 месяцев. Конечно, я не рассказывала ему о том, что такое депозиты и кредиты. Любое развитие, в том числе финансовое, должно соответствовать возрасту, поэтому мы начали с предметной среды – я дала ему поиграть с монетами.
Первый способ – играй
Положила монеты в большую банку, погремела… А дальше он сам решил, что делать с этим богатством.
Перекладывал в стаканчики, разбрасывал, разглядывал. Конечно, монеты я хорошо помыла и следила за ним.
Потом он играл с копилкой в виде смешной собаки: засовывал монеты в щель, брал в руки и гремел как погремушкой. Потом в ход пошли старые пластиковые карты – банковские и дисконтные, которых дома набралась яркая коллекция.
В современном мире почти все, что нас окружает так или иначе связано с деньгами, поэтому ничего специального придумывать не надо, – достаточно обращать внимание ребенка на финансовые атрибуты.
Второй способ – вместе сходи за покупками
Еще один метод раннего финансового развития из повседневной жизни – походы по магазинам. Обычно ребенок начинает проявлять свое первое «хочу» и «купи» в возрасте трех лет. Понятно, что в этом возрасте малыш вряд ли осознанно отличит базовые потребности от желания получить новую игрушку, но погружать его в потребительский мир в этом возрасте (и даже раньше) можно.