Как наши смартфоны следят за нами
Уходящие 2010-е можно назвать первым настоящим интернет-десятилетием — именно в эту эпоху соцсети стали масскультурным явлением, а телефон — незаменимым аксессуаром, с разблокировки которого мы начинаем день. Вместе с постоянным доступом в сеть на нас бонусом упала агрессивная реклама и гнетущее чувство, что за нами постоянно следят. Кажется, наш смартфон знает о нас слишком много. Разбираемся, что с этим делать и как с этим жить.
Вспомните героя Сэмюэла Л. Джексона из "Кингсмена" — злодея Ричмонда Валентайна, который решил поработить мир, раздав всем бесплатные SIM-карты с безлимитными звонками и интернетом. С геолокацией на смартфонах тоже все начиналось довольно безобидно: можно было делиться своим местоположением с друзьями, видеть, кто рядом, и узнавать о хороших ресторанах поблизости. Так родились первые «чекины» на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и знаменитая Foursquare. Сегодня смартфон знает, где вы находитесь, и предлагает забежать взять кредит, выпить бокальчик или два, купить два крема по цене одного и т. д. И для этого совершенно не надо совершать какие-то специальные действия — все происходит в фоновом режиме.
Каждое приложение, которое мы устанавливаем на смартфон, получает в процессе установки (как в Android) или первого запуска (как в iOS) ряд разрешений, в том числе доступ к данным — к камере, календарю и так далее. Доступ может быть открыт 24 часа в сутки, а может лишь во время использования приложения. Легкий способ заработать паранойю — зайти в настройки конфиденциальности и посмотреть, какие приложения имеют доступ к вашим данным.
Каждый из нас замечал, что соцсети предлагают нам купить именно те услуги и товары, о которых мы недавно говорили с друзьями, коллегами или родственниками. Скорее всего, вы их никогда не искали в поисковике и не обсуждали в переписке (только что вслух). Разговоры о том, что Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Google прослушивают нас, идут не первый год — мы же сами даем приложениям доступ к микрофону. В сети есть масса роликов, где пользователи проверяют теорию в действии. Например, на видео (ниже) видеоблогер ведет трансляцию на YouTube и очень долго говорит про Dog Toys — игрушки для собак, которые он никогда не покупал, не интересовался и не обсуждал. Спустя считаные секунды таргетированная реклама на сторонних сайтах адаптировалась под его запрос. Аналогичный эксперимент провел другой пользователь — он долго и упорно говорил про Cat Food рядом со включенным телефоном, и спустя два дня он открыл Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — и что увидел? Рекламу кошачьей еды. Страшно? Нам тоже.
Прослушивает ли Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) пользователей? Специалисты утверждают, что технически это неосуществимо. В своей колонке для Wired бывший менеджер по продукту в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Антонио Гарсиа Мартинес объясняет почему: слежка посредством передачи диалогов пользователей в дата-центры ежедневно собирала бы 20 петабайт данных (20 000 терабайт) — и это только в США. На момент выхода статьи (2017 год) объем всего хранилища данных Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) составлял 300 петабайт при 600 терабайтах обрабатываемой информации ежедневно. Кроме того, постоянная прослушка замедляла бы работу телефона — попробуйте поискать что-то в телефоне, параллельно длительное время ведя разговор.
Может ли Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) реагировать только на ключевые слова, как это делают "умные колонки" и голосовые помощники, — чтобы более эффективно показывать таргетированную рекламу? По словам Мартинеса, это тоже маловероятно: условный Amazon Echo реагирует только на определенные триггерные слова, а в системе таргетинга Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) по меньшей мере миллион категорий, к которым, в свою очередь, могут относиться миллиарды слов. Не забываем, что человеческая речь изобилует сленгом и другими речевыми оборотами (ирония, шутки и т. д.) — и еще не создан такой искусственный интеллект, способный все это считать, проанализировать и предложить вам рекламу каких-нибудь итальянских дверей.