Как менялся взгляд на женскую психотерапию и чем она отличается от мужской
Психика у людей устроена примерно одинаково, но мужчины и женщины приходят в терапию с разными проблемами. Разбираемся, как психоанализ и феминизм искали причины этих различий и почему результат важен не только для женщин
«О чем вы думаете чаще всего?» — спросили в 2012 году Стивена Хокинга журналисты перед симпозиумом, который был устроен в его же честь. «О женщинах. Женщины совершенно загадочны», — ответил ученый. Но по мере развития психологической науки сами женщины отказывались от репутации загадочных, непонятных, необъяснимых существ.
Принципиальных различий в мозге и психике у мужчин и женщин нет, свидетельствуют последние исследования. Но мозг пластичен и в том числе «подстраивается» под то, что воспринимает. «Мир, разделенный по гендерному признаку, порождает такой же гендерный мозг», — пишет британский нейробиолог Джина Риппон.
Сегодня женская психология как научная область дополняет и корректирует те теории и исследования, которые упускают, упрощают и искажают женский опыт, подгоняя его под мужской взгляд. Она признает социальное и институциональное неравенство между женщинами и мужчинами, изучает поведение и опыт женщин в социальных контекстах на протяжении всего жизненного цикла, а также пересматривает то, как женщины изображаются в разных разделах психологической науки. В этой научной области рассматриваются гендерные стереотипы, физическое развитие женщины, ее сексуальность, репродуктивные права и здоровье, карьерная психология женщин, насилие и т.д.
Женщина тоже человек
Все началось в начале XX века с дискуссии о необходимости учитывать культурные и личностные особенности в психоанализе. В учении Фрейда тогда увидели недостаток инклюзивности. «С точки зрения некоторых теорий мужчины вышли в обществе на передний план с изобретением письменности, — излагает взгляды психоаналитиков первой половины XX века кандидат психологических наук системный психотерапевт и психолог Екатерина Титова. — До этого якобы был матриархат, и мужчины завидовали женщинам, потому что те могут давать жизнь, а уже потом женщины стали завидовать телам мужчин».
В качестве эталонного человека Фрейд рассматривал исключительно мужчину, а женщина оказывалась обесценена и унижена, пишет автор книги «Богини в каждой женщине» психиатр Джин Шинода Болен. Отсутствие пениса как бы делало женщин по умолчанию ущербными. Однако к 1930-м годам зазвучали вопросы со стороны женщин: американский психолог немецкого происхождения Карен Хорни была недовольна тем, что психика человека рассматривалась исключительно с позиции мужчин.
Екатерина Титова рассказывает, что изначально Хорни во многом поддерживала Фрейда. Но процессы в обществе и движение за женские свободы повлияли на ее взгляды, и в итоге Хорни, которую считали одной из главных величин в неофрейдизме, начала выступать с критикой этого течения. «Теория психоанализа разрабатывалась мужчиной, психологами тогда были в основном мужчины, поэтому подход выглядел однобоким», — говорит Титова.
Хорни не отрицала теорию «комплекса маскулинности» (согласно ей, принадлежность к женскому полу становится причиной чувства ущербности, неполноценности), но считала, что само общество подталкивает женщину завидовать мужчине, так как он обладает большими возможностями и свободами. И хотя она в чем-то соглашалась с «отцом психоанализа», «противостояние» Хорни и Фрейда выровняло существовавший в психоанализе перекос в сторону мужского подхода и положила начало гендерной психологии.
Благодаря Хорни и ее коллегам сегодня можно изучать психологию как «общую», так и гендерную. Причем отдельно изучается не только женская психология, но и мужская. Не заметить разницы, когда «мужчина или женщина заходят в психологию», невозможно, полагает Титова. В основе психоаналитического подхода и находится эта дифференциация.