Как экс-аналитик McKinsey выручила 60 млн рублей на бумажных фотоаппаратах из Тайваня
В 2021 году петербурженка Мила Балиханова увидела у знакомого необычный цифровой фотоаппарат тайваньского производителя PaperShoot. В отличие от традиционных «мыльниц», у него не было экрана — он больше напоминал пленочные камеры. Но главной особенностью устройства был бумажный корпус. Изделие настолько поразило предпринимательницу, что в следующем году она запустила продажи PaperShoot на российском рынке. Несмотря на сложности с логистикой и оплатой партий из Тайваня, ей удалось построить успешный бизнес. К концу 2023-го так называемые «папши» принесли Миле 60 млн выручки. В этом году она намерена нарастить показатель вдвое, до 120 млн рублей.
Случайное знакомство
28-летняя Мила Балиханова родилась в Санкт-Петербурге. Ее отец в 1990-е развивал компанию по грузовым перевозкам, а со временем переключился на поставки подержанной грузовой техники из-за рубежа. По данным СПАРК, выручка его предприятия «Вираж» за 2023 год составила почти 190 млн рублей, а прибыль — 9,2 млн рублей. Мама всю жизнь занималась домом: «У нас большая семья — четверо детей», — делится Мила.
Балиханова мечтала пойти по стопам отца, поэтому после школы поступила в Высшую школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). А по окончании вуза в 2018 году переехала в Москву и устроилась бизнес-аналитиком в местный офис международной консалтинговой фирмы McKinsey. Там же она познакомилась с будущим мужем Владимиром Коноваловым, он работал руководителем проектов в компании.
Спустя три года Мила почувствовала, что созрела для запуска своего дела, и уволилась из фирмы. «У меня не получалось работать в McKinsey так, чтобы оставалось время и силы на что-то еще. Поэтому я ушла вникуда, чтобы искать идеи для бизнеса», — вспоминает она. В том же 2021-м Балиханова присоединилась к видеопродакшну Portal, который незадолго до этого запустили двое ее друзей. Агентство снимало рекламные ролики, видео для социальных сетей и занималось компьютерной графикой. К концу года его выручка составляла уже «несколько миллионов рублей». Прибыль делилась поровну между тремя партнерами. Ее размер Мила не раскрыла.
Первое время проект существовал в формате стартапа: «Мы втроем по сути занимались всем», — вспоминает предпринимательница. Интереснее всего Миле было придумывать концепции для видео. И «чтобы научиться креативить системно» в том же 2021 году она окончила курс по креативному продвижению брендов в московском отделении международной школы Mads.
Обучение стало поворотным моментом для Балихановой. В школе она сдружилась с однокурсником, который работал в московском креативном агентстве, и как-то пригласил ее к себе в офис. Там она обратила внимание на необычный компактный цифровой фотоаппарат от тайваньского производителя PaperShoot. Его коллеге нового знакомого привезли из Тайваня.
В отличие от традиционных камер, устройство было тонким и плоским. Кроме того, у него не было экрана, этим он походил на пленочные «мыльницы»: «Чтобы увидеть снимки, нужно было подключить карту памяти из камеры к компьютеру или смартфону», — рассказывает Мила. По функционалу фотоаппарат также напоминал пленочный: соответствующий эффект на снимках имитировали встроенные фильтры. Еще одной «фишкой» изделия был корпус или, как его называет Балиханова, кейс. Он изготавливался из каменной бумаги (stone paper) — смеси биоразлагаемой смолы и прессованного известняка. А потому «мыльница» была легкой — весила не более 60 г. Корпус также можно было снять и поменять на новый, с другим дизайном.
Ничего похожего в России Мила не видела. Поэтому она решила заказать себе аппарат у производителя. А увидев ажиотаж вокруг устройства среди знакомых, запустить продажи изделий на отечественном рынке. Для этого она в конце декабря 2021-го связалась с основателем PaperShoot Джорджем Лином. Тот на удивление быстро откликнулся и предложил Балихановой эксклюзивное дистрибьюторство в России и странах СНГ. Оно подразумевало, что предпринимательница становится единственным продавцом бренда в выбранном регионе и обязана самостоятельно, без участия владельца марки, продвигать его на этой территории. На таких условиях производитель работал и с другими регионами, например, США.