Как договариваться всегда со всеми и обо всем: интервью с конфликтологом
Евгения Неговорова, автор книги «Слова делают нас ближе», рассказала «РБК Стиль», какой метод помог ей наладить собственные семейные отношения и стать профессионалом в сфере конфликтологии
В продаже появилась книга Евгении Неговоровой «Слова делают нас ближе», в которой автор делится опытом и наблюдениями о том, как практика ненасильственного общения (ННО) может кардинально изменить отношения в разных сферах жизни. Неговорова — сертифицированный тренер по ненасильственному общению (CNVC) и магистр конфликтологии. С 2014 года она занимается практикой и обучением ННО, ведет курсы и тренинги. А еще она многодетная мама и автор нескольких проектов, в том числе групповых программ для женщин. Она помогает им находить баланс между карьерой и семейной жизнью, используя в своей работе методы психологии, коучинга и профориентации.
Какой момент в вашей жизни стал отправной точкой для изучения ненасильственного общения?
Я хотела лучше помогать своим клиентам и осваивала разные инструменты коммуникации. Однако на первом тренинге по ненасильственному общению, куда я пришла с целью научиться помогать другим, я осознала, что сама нуждаюсь в помощи. Помню, как после этого тренинга подошла к мужу, и мы за три минуты решили вопрос, который не могли разрешить два года. Просто я высказала его по-другому. Такой эффект произвел на меня сильное впечатление, и мне захотелось закрепить этот результат.
Можете ли вы поделиться примером, когда применение ненасильственного общения изменило вашу жизнь?
С первым ребенком я однажды сломала табуретку, потому что не знала, как заставить его убрать игрушки. Мне казалось, что я кричала каждый день по разным поводам. Классическая уставшая мама. После знакомства с ненасильственным общением я сначала заметила, что ругаюсь и кричу значительно меньше, а затем поняла, что мне это вообще не нужно.
Второе изменение произошло в отношениях с мужем. У меня не было примеров счастливой семьи в детстве: все были в разводе. В своей семье я постоянно обижалась на шутки мужа и не могла донести до него, чтобы он перестал. Это всегда заканчивалось скандалом. Когда я начала практиковать ненасильственное общение, очень быстро перестала обижаться. А затем появилась уверенность в том, что мои чувства важны, и я могу говорить о себе, не обижая другого. И муж начал меня слышать. Он не был знаком с методом, не читал и не смотрел ничего из того, что я изучала. Достаточно было моего собственного примера.
Через пять лет моей практики в наш город приехал тренер с тренингом для пар. Но было условие: прийти можно только вдвоем, и оба должны быть знакомы с основами метода. Я не ожидала, что муж согласится, но он согласился. Он посетил первую ступень тренинга, и мы пошли на парный. Там было упражнение на критику в паре. Нужно было вспомнить критику, которую вы получили от партнера, проработать ее по алгоритму и поделиться с группой. И мой муж, послушав других, сказал: «Я понял, что мне пришлось придумать критику, потому что моя жена ничего такого мне не говорит. Несмотря на то, что я не слышал от нее теорию и не знаком с этими странными словами вроде «чувства» и «потребности», она практиковала ненасильственное общение рядом со мной, и это изменило наши отношения».
Я хорошо запомнила эти слова, потому что сама до конца не верила, что это работает так. Часто говорят, что для изменения в отношениях нужно участие обоих. Но оказалось, что это не обязательно. Наши отношения изменились до того, как муж познакомился с методом. После того тренинга он не стал учиться дальше, но понимания между нами стало еще больше.
Из ярких примеров: когда плачет ребенок, я больше не чувствую себя виноватой или беспомощной, и у меня есть силы спокойно помочь ему справиться с эмоциями.