«Я шопоголик»: как перестать тратить деньги впустую
Проблема шопоголизма сегодня приобретает все большую актуальность. Развитие цифровых технологий привело к появлению новой категории шопоголиков, зависимых от покупок в интернет-магазинах. Как диагностировать у себя эту особенность и победить ее?
Впервые психологический термин «шопоголизм» или «ониомания» (от греческих слов onios — «продажа» и mania — «безумие») ввел в обиход немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Другим ключевым достижением этого специалиста было описание признаков маниакально-депрессивного психоза и шизофрении.
Признаки
У шопоголизма есть явно выраженные признаки, устойчивое наличие которых сигнализирует о зависимости от постоянного совершения покупок. Итак, вы явно находитесь в зоне риска, если:
- даже когда у вас почти нет свободного времени, вы улучаете момент для похода по магазинам (вечером, во время обеда, вместо встреч с друзьями, по выходным);
- у вас в шкафу много покупок с ценниками, которые ни разу не надевались, не использовались и не открывались;
- вы совершаете покупки без необходимости — при этом часто не важно, что именно покупать: важен сам факт;
- вы преданный поклонник распродаж: точно знаете все периоды сезонных скидок, в курсе, в каких торговых центрах проводятся акции, отслеживаете снижение цен в интернет-магазинах;
- для вас важен процесс, а не результат — именно поэтому сразу после шопинга вы испытываете разочарование и сожаление;
- вам необходимо постоянно демонстрировать обновки окружающим, в том числе с помощью социальных сетей, или хотя бы обсуждать их с другими;
- вы в курсе большинства трендов (прежде всего на fashion-рынке), увлечены модными сайтами и журналами, подписаны на лидеров мнений в социальных сетях;
- если вы долго ничего себе не покупали, у вас начинают проявляться признаки апатии, быстро проходящие после первого же посещения магазинов.
При диагностике шопоголизма важен именно факт повторяемости симптомов. Разовые или совершаемые несколько раз в год «набеги» на магазины свидетельствуют о том, что пришла пора обновить гардероб, или о желании начать новую жизнь. Это не повод для тревоги.
Начинать переживать нужно, когда шопинг становится вредной привычкой. Некоторые люди 3-4 раза в неделю ходят в спортзал, другие с такой же завидной регулярностью посещают магазины, оставляя в торговых точках львиную долю доходов или даже влезая в долги.