Почему уральские бизнесмены открывают музеи и что привлекает в них публику?

ForbesБизнес

Как бизнесмены и миллионеры открывают музеи на Урале

Екатеринбург — лидер в России по количеству частных музеев. Почему уральские бизнесмены-коллекционеры открывают музеи и что привлекает в них публику — в фоторепортаже Forbes Life

Яна Жиляева

Фасады музея Невьянской иконы оформлял лично Евгений Ройзман. В них отразился интерес коллекционера к наивному и современному искусству. (Фото Владимира Васильчикова для Forbes)

В центре Екатеринбурга, в окнах-витринах первого этажа новостройки выставлены живописные принты по мотивам мировой мифологии. На лубочных работах Зевс соблазняет Данаю, а Геракл с лицом Евгения Ройзмана (внесен в список иноагентов) побеждает Немейского льва. Это фасад музея «Невьянская икона», созданного коллекционером, бывшим бизнесменом и бывшим мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом.

«Моя идея — вставить изображения в окна», — говорит Евгений Ройзман корреспонденту Forbes. Это его первое интервью на следующий день после того, как в отношении Ройзмана вступил в силу приговор по уголовному делу о дискредитации российской армии. Решением суда Евгений Ройзман должен выплатить штраф, все ограничения его личных свобод отменены. Без малого год он провел без интернета и телефонной связи, за это время он сдал кандидатский минимум на историческом факультете Уральского федерального университета и начал работу над диссертацией. Тема научной работы Ройзмана — «Невьянская школа иконописи. Иконописный промысел на горных заводах Урала: факторы эволюции».

Из шести собраний Евгения Ройзмана — неофициальных художников Урала 1970–1980-х годов, невьянской иконы, живописи и графики Миши Брусиловского, наивного искусства, живописи и графики Василия Денисова, народного искусства и предметов крестьянского быта — его первой публичной коллекцией стала невьянская икона. Иконописная школа старообрядцев существовала в Невьянске, первой горной столице империи Демидовых, в XVIII–XIX веках. В 1997 году Ройзман выступил инициатором и издателем альбома Уральского университета, посвященного невьянской иконе, где были опубликованы иконы из государственных и частных собраний. Ройзман вспоминает, что следующий шаг — открытие музея «Невьянская икона» — стал логическим продолжением взрывного интереса к уральской иконописи после выхода альбома.

Возвращение невьянской иконы

Невьянские иконы отличает особенная декоративность: как отмечает историк-искусствовед Галина Голынец, невьянцы прибегали к сплошному золочению, листовое золото наносилось на полимент (основу), создавая насыщенный теплый тон живописи. В цветовой гамме преобладали все оттенки красного, от нежного земляничного до розово-лилового и пурпурного, зеленого и синего. Сложное сочетание цветов и использование минеральных пигментов, промышленное производство которых было освоено только в XVIII–XIX веках, создают впечатление свежести и новизны невьянской иконописи. По мнению искусствоведов, очарование невьянской школы — в смешении современной колористики, европейских влияний и стремлении сохранить древние традиции, благодаря чему на иконах возникают особые, имперсональные лики. Первый публичный успех пришел к невьянской иконописи в 1887 году на Уральской научно-промышленной выставке.

Екатеринбургский комитет по изучению церковно-археологических древностей, основанный в 1911 году, открыл свой музей с постоянной экспозицией. В 1919–1921 годах фонды музея УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания, позднее Свердловский областной краеведческий музей) пополнялись ценностями, реквизированными в купеческих усадьбах и вынесенными из закрытых храмов и монастырей. В 1923 году на заседании УОЛЕ Жильбер Дюлонг, официальный представитель французского отделения Красного Креста на Урале, сделал доклад «Заметки по вопросу уральского иконописания», где выразил надежду открыть в музее галерею уральской старинной живописи. Однако история сложилась так, что вышедший в 1997 году альбом «Невьянская икона» впервые ввел в научный оборот большинство из 150 опубликованных памятников.

Музей Евгения Ройзмана, открытый в декабре 1999 года, стал первым частным музеем иконы в постсоветской России. «В те годы своим примером я показал собирателям, что страна изменилась, что с этой властью можно работать», — говорит Евгений Ройзман.

В музее было выставлено 185 икон, создана реставрационная мастерская, где, по сути, возникла школа реставрации невьянской иконы, Ройзман с сотрудниками выезжал в экспедиции, выпускал «Вестник музея «Невьянская икона». Поначалу музей не брал денег за вход. В первые 10 лет его посетило более 300 000 человек, а владелец музея, по его словам, заплатил более $600 000 аренды. О том, во сколько ему обошлась коллекция музея, Евгений Ройзман не говорит.

Фотогалерея
Несколько многоэтажных павильонов наполнено образцами военной техники периода Второй мировой войны из разных стран. Павел Лисицын·РИА Новости
Музей военной техники УГМК в Верхней Пышме занимает 8 га. Сергей Буторин·ТАСС

С 2010 года музей открыт в новом пространстве, принадлежащем коллекционеру. Сейчас в коллекции музея более 1000 икон. В экспозиции около 300 икон, церковные одеяния, меднолитая пластика (складни и кресты), предметы крестьянского быта, некоторые из них являют собой примеры варварского обращения с иконами, например сундук, сколоченный из иконных досок. За вход в музей ввели плату, 400 рублей, чтобы отсечь нецелевую аудиторию, у которой главный вопрос: «А где он взял столько денег?» «Этот музей 18 лет был бесплатным. 18 лет! — подчеркивает Ройзман. — Домашние уже взвыли. А если они узнают, сколько вообще это стоит, меня из дома выгонят». По словам коллекционера, сегодня операционные расходы музея «Невьянская икона» составляют около 300 000 рублей в месяц. В музее работают пять реставраторов. Для каждого посетителя проводит экскурсию научный сотрудник музея, часто это сам Евгений Ройзман.

Свою мотивацию Ройзман называет преодолением провинциального «комплекса Мамина-Сибиряка». «Все мои действия — Музей наива, музей невьянской иконы, музей художников Екатеринбурга (коллекция хранится у Ройзмана, участвует во временных выставках. — Forbes), музей Миши Брусиловского (не имеет пока своего помещения. — Forbes) — мероприятия по борьбе с исторической несправедливостью», — говорит Евгений Ройзман.

Итоги этих «мероприятий» (коллекция современного уральского искусства начала формироваться в 1986 году, а коллекции икон, по его словам, уже больше 40 лет) Ройзман определяет так: невьянскую икону перестали вывозить из Екатеринбурга, начался процесс возвращения икон в регион, в том числе покупки на западных аукционах, выросли цены на иконы и на неофициальное искусство художников Екатеринбурга, возник музейный интерес к современному искусству, расширился круг коллекционеров, появились частные музеи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством «Бархатный молоток»: как Эстер Петерсон боролась с зарплатным неравенством

Как Эстер Петерсон стала главной союзницей работающих американок

Forbes
Новый Mitsubishi L200 наконец-то представлен официально Новый Mitsubishi L200 наконец-то представлен официально

Шестое поколение Mitsubishi L200 получило новый дизель и коробку передач

4x4 Club
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
«Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском «Я хочу быть лысым и злым». Сергей Гилев — о фильме «Кентавр», сериалах про маньяков и Александре Невском

Сергей Гилев — о том, что не так с современными сценариями

Правила жизни
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
Трогательная история. Она потеряла слух после 60 лет, но нашла силы жить Трогательная история. Она потеряла слух после 60 лет, но нашла силы жить

Язык жестов и глухонемые коллеги показали женщине новый путь в жизни

ТехИнсайдер
«Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения» «Кормилец» и «хранительница очага»: чему будут учить детей на уроках «Семьеведения»

Чему посвящены учебные программы по подготовке школьников к семейной жизни?

Forbes
Почему наводнения происходят все чаще: эпоха великих катастроф Почему наводнения происходят все чаще: эпоха великих катастроф

Почему природные катаклизмы стали посещать нас с завидной регулярностью?

Maxim
Непотопляемая Вайолет: история единственной женщины, пережившей гибель «Титаника» и его двух братьев-близнецов Непотопляемая Вайолет: история единственной женщины, пережившей гибель «Титаника» и его двух братьев-близнецов

История Вайолет Джессоп больше похожа на сюжет фантастического блокбастера

ТехИнсайдер
Фитнес уже не тот Фитнес уже не тот

Как современная наука разбивает укоренившиеся мифы, связанные с тренировками

Men Today
10 фильмов, которые вы будете смотреть затаив дыхание 10 фильмов, которые вы будете смотреть затаив дыхание

Подборка из лучших психологических триллеров с напряженным сюжетом

Maxim
Верхний регистр Верхний регистр

Новый Exeed RX. Автомобиль, сыгранный по нотам

Автопилот
История одного советского IT-стартапа. Кто придумал тетрис История одного советского IT-стартапа. Кто придумал тетрис

Простую игру, состоящую из «кирпичиков» разной формы, разработали в СССР

СНОБ
Говорим ли мы прозой? Говорим ли мы прозой?

Зачем нужен словарь для языка, которым мы пользуемся каждый день?

Наука и жизнь
Смокинг Шараповой и брюки Надаля: самые запомнившиеся наряды в истории Уимблдона Смокинг Шараповой и брюки Надаля: самые запомнившиеся наряды в истории Уимблдона

Наряды Уимблдонского турнира, которые запомнились или даже вошли в историю

Forbes
Внимание, работают тревожные люди. Как справляться со стрессом начальнику и сотруднику Внимание, работают тревожные люди. Как справляться со стрессом начальнику и сотруднику

Как помочь себе и другим пережить трудные моменты

Inc.
Огонь желания: как сохранить либидо в отношениях — интервью психоаналитиков Огонь желания: как сохранить либидо в отношениях — интервью психоаналитиков

Влечение непредсказуемо, загадочно, и мы не можем напрямую им управлять

Psychologies
Бунтарство, «ежик» и подиумный опыт: какой мода запомнит Шинейд О'Коннор Бунтарство, «ежик» и подиумный опыт: какой мода запомнит Шинейд О'Коннор

Ирландская певица Шинейд О'Коннор — персона неоднозначная, но яркая

Правила жизни
60 лет в огне: как подземные пожары превратили Сентрейлию в «город-призрак» 60 лет в огне: как подземные пожары превратили Сентрейлию в «город-призрак»

История «город-призрака», который подземные пожары превратили в «Сайлент Хилл»

Forbes
У аристократов тоже есть проблемы! Узнайте, как эта женщина скрывала свой недостаток У аристократов тоже есть проблемы! Узнайте, как эта женщина скрывала свой недостаток

Французская аристократка XVII страдала от проблем с зубами

ТехИнсайдер
Дело тонкое Дело тонкое

Что надо знать российскому бизнесу при выходе на арабский рынок

Деньги
Простая материя Простая материя

Дизайнер Екатерина Чернявская рассматривает интерьер как произведение искусства

Robb Report
Как в Калининграде развивается среда для людей с инвалидностью Как в Калининграде развивается среда для людей с инвалидностью

Роман Аранин развивает в Калининграде доступную среду для людей с инвалидностью

Forbes
Отдых без сюрпризов Отдых без сюрпризов

5 опасных бактерий, которые могут скрываться в море

Лиза
Видео с полицейским снизило риск неосторожного обращения с оружием среди детей Видео с полицейским снизило риск неосторожного обращения с оружием среди детей

Инструктаж снижает риск неосторожного обращения с оружием у детей

N+1
Скрытые вредители: 9 продуктов, которые вызывают изжогу Скрытые вредители: 9 продуктов, которые вызывают изжогу

Если вы часто испытываете изжогу, стоит исключить эти продукты из рациона

ТехИнсайдер
Уроки русского: откуда взялось выражение Уроки русского: откуда взялось выражение

Почему не валялся именно конь?

ТехИнсайдер
Я — сноб: музыкант Гарик Сукачев Я — сноб: музыкант Гарик Сукачев

Гарик Сукачев о работе над театральной постановкой и творчестве на даче

СНОБ
Манекен заставили потеть во имя науки Манекен заставили потеть во имя науки

Компания Thermetrics разработала термический манекен ANDI

N+1
Данте и Беатриче Данте и Беатриче

Рассматриваем картину британского художника Генри Холидея «Данте и Беатриче»

Дилетант
Открыть в приложении