Иван Сорокин: Три вируса, которые убивают личность уже несколько тысяч лет, или Как воспитать лидера
Современные родители не всегда понимают, куда они движутся и каким человеком они хотят видеть своего ребенка, когда он вырастет. Они надеются, что эти сложные моменты возьмет на себя система образования — и совершенно зря. Иван Сорокин, основатель сети частных детских садов Smile Fish, рассказывает, как поставить правильную цель в воспитании ребенка и на что обращать внимание, двигаясь к ней.
Представьте, что вам нужно доехать из Москвы до Владивостока на машине. Что вы сделаете? Наверняка укажете в навигаторе пункт назначения, посмотрите на варианты маршрутов, выберете наиболее удобный и поедете. Если переносить эту ситуацию на современное воспитание детей, то многие родители выбирают в навигаторе не конкретно “Владивосток”, а просто скоростное шоссе или платную дорогу. Можно ли таким образом добраться до цели?
Когда в семье появляется ребенок, многие родители строят своеобразный маршрут: отдать в частный детский сад, потом в математическую школу, на плавание и шахматы, научить английскому. Чтобы в четыре года читал, в шесть — уже научился писать. Выбирают сначала развивающие занятия, потом репетиторов и педагогов. Это планирование — то самое скоростное шоссе. Вот только куда оно ведет?
Родителям нужно не думать о стратегии для достижения цели, а для начала четко увидеть эту цель. Для чего ребенку учить английский? Почему плавание? Зачем именно эти сад и школа? Кого вы хотите вырастить?
Майлс Монро, всемирно известный преподаватель и проповедник, говорит: когда цель неизвестна, злоупотребление неизбежно. И если родитель не видит конечной цели, то он будет злоупотреблять ресурсами, талантами ребенка, размениваться на мелочи, распылять свое внимание, тратить время.
Попробуйте представить своего ребенка в 30 лет. В этом возрасте человек обычно уже нашел себя, встал на ноги имеет определенные ценности и результаты своей деятельности. Вот этот человек — ваша цель. Каким вы хотите его видеть? Какой он? Счастливый, успешный, реализовавший свои таланты? Каковы его отношения с окружающими? Есть ли у него семья, дети, друзья, уважает ли он родителей? Он понимает, куда двигаться дальше? Уверенно стоит на ногах? Вам нравится этот человек?
Мне 35 лет, и моя мама всегда верила в мои идеи и поддерживала меня при любых начинаниях: «Ух ты, здорово, срочно начинай это делать», — говорила она. Такая поддержка мотивировала и зажигала во мне жгучее желание достичь результата. В итоге моя мама была спокойна, когда увидела в 30 лет уверенного человека с четкой жизненной позицией. Ее воодушевляли не просто результаты и достижения, а моя личность.
И вот это главное. Достойная цель — вырастить счастливого, уверенного и благородного человека. Первична личность, а не развивашки и кружки — путь к цели может быть разным. Глубинные ценности, воспитание и личный пример родителя — все это формирует личность ребенка и будет влиять на принятие решений в жизни и их результаты.
А теперь вопрос — где же этому учат? В какой школе или университете? Куда отдать ребенка, чтобы он, условно говоря, через двадцать лет стал позитивным, открытым, целеустремленным, ответственным, жизнерадостным, коммуникабельным — подставьте свой список качеств. Где этому учат?