Программный труд Мишеля Фуко, исторический экскурс о психиатрии

kiozk originalsИстория

История безумия в классическую эпоху

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения («История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975) и «История сексуальности» (1976– 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности

0:00 /
1331.696

Для кого эта книга?

Программный труд Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху» – исторический экскурс, рассказывающий о том, как зародились современные психиатрические больницы и как общество воспринимало душевнобольных и обращалось с ними на разных этапах своего развития. Парадокс психологии как дисциплины заключается в том, что она одновременно является одной из самых древних наук – и одной из самых молодых. О душе и ее устройстве размышляли еще Платон и Аристотель, но современный научный подход к ней зародился лишь в самом конце XIX века.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «История безумия в классическую эпоху» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Прослушайте лекцию по истории психических заболеваний от выдающегося французского философа и историка.

Если вы интересуетесь современной философией, то наверняка слышали имя французского мыслителя Мишеля Фуко – одной из самых популярных фигур эпохи постмодерна и европейской философии. Работая в психиатрическом учреждении и занимаясь своими собственными психологическими проблемами, Фуко проявлял глубокий интерес к истории и практике психологии, что привело его к написанию книги «История безумия в классическую эпоху».

Как объясняет Фуко, наши отношения с психическими заболеваниями и то, как мы их распознаем, понимаем и лечим, сильно изменились с течением времени – хотя в некоторых отношениях мы все еще остаемся невежественными. Фуко сосредотачивается в первую очередь на конце Средневековья и годах до и после эпохи Просвещения начала-середины 1700-х годов. Классическую эпоху Фуко характеризует как время «Великого заточения», когда нежелательные элементы общества – бедняки, преступники и так называемые «сумасшедшие» – были загнаны в угол и заперты вне поля общественного зрения.

Потребовались сотни лет, прежде чем к психически больным стали относиться иначе, чем к преступникам или даже животным, но, как мы узнаем дальше, само наше понимание разума в конечном счете эволюционировало.

Из этого обзора вы узнаете:

  • как преступники и «безумцы» оказались в одной больнице;
  • насколько первые психиатрические больницы были похожи на зоопарки;
  • и как движение квакеров навсегда изменило наше отношение к людям с психическими заболеваниями.

Примечание: Книга «История безумия в классическую эпоху» была опубликована еще в 1961 году, и язык, используемый тогда для описания психических заболеваний и расстройств, в наше время может восприниматься неправильно. Например, такие термины, как «безумный» используются в тех случаях, когда они лучше всего отражают текст Мишеля Фуко.

После эпохи Средневековья помещения, выделенные для больных проказой, стали использоваться для психически больных и других социальных изгоев.

В Европе в период позднего Средневековья с 1250 по 1500 год так называемое «безумие» понималось иначе, чем сотни лет спустя. Люди с психологическими проблемами, по существу, воспринимались просто как «другие». Некоторые из них даже считались обладателями особой мудрости, которой можно достичь только за пределами разума.

В это время большинство людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами, свободно бродили среди других людей. Если предполагаемого «сумасшедшего» находили в одном из европейских городов, его отправляли к моряку или торговцу, который высаживал его в другом городе или малонаселенной сельской местности.

Этот обычай был особенно распространен в Германии: в Нюрнберге XV века, согласно записям, 31 из 63 психически больных людей были вывезены из города на повозках и лодках, а во Франкфурте в конце XIV века морякам было приказано окружать и вывозить всех людей, бродящих голыми.

Из-за практики вывоза психически больных жителей из городов появилась фраза «Корабль дураков» – термин, популяризируемый в литературе и других художественных произведениях на протяжении многих лет.

Во многих произведениях того времени упоминается Нарреншифф, или «Корабль дураков», который бороздил воды Рейна и фламандских каналов, унося с собой городских «безумцев». Иероним Босх, знаменитый голландский живописец, запечатлел этот образ в своей картине «Корабль дураков», написанной между 1490 и 1500 годами.

Лишь несколько лет спустя, после того как в Западной Европе начался спад заболеваемости проказой, людей с психическими расстройствами стали содержать под стражей.

Проказа – это заразное заболевание, поражающее кожу. Когда болезнь распространилась по всей Европе, больных начали помещать в специальные учреждения, которые были расположены на окраинах городов и назывались лепрозориями.

Когда вспышки проказы в Европе утихли, эти учреждения стали использоваться для содержания преступников, изгоев и людей с психическими заболеваниями. Неудивительно, что новых заключенных стали рассматривать как носителей болезни. Точно так же, как средневековые общества стали изолировать и изгонять тех, кого тогда называли «прокаженными», общество классической эпохи сделало то же самое с безумцами – таким образом, термин «безумие» стал ассоциироваться с маргиналами и изгоями.

Но люди с психическими расстройствами содержались не только в лепрозориях. В начале XVIII века города начали удерживать таких людей в укрепленных зданиях, таких как башня в стенах Канского замка (в городе Кан на северо-западе Франции), известная как «Башня безумцев».

Открытие больниц общего профиля положило начало систематической изоляции социальных изгоев.

К началу XVII века праздность (явное отсутствие интереса к труду) стала характерной чертой, которую правящие классы не только презирали, но и считали опасной для общества. Поэтому власти должны были найти способ обуздать это поведение и скрыть тунеядцев от глаз общественности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Месть Оруэлла Месть Оруэлла

Палимпсест романа «1984»

kiozk originals
Александр Великий Александр Великий

Македонец, покоривший мир

kiozk originals
Когда лень вот-вот победит: 5 упражнений, которые заставят тебя полюбить спорт Когда лень вот-вот победит: 5 упражнений, которые заставят тебя полюбить спорт

Комплекс из этих пяти упражнений способен убить лень и разжечь спортивный азарт

Cosmopolitan
История Бога История Бога

Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

kiozk originals
В ожидании «косяков» власти: можно ли говорить об успехе «Умного голосования» Навального? В ожидании «косяков» власти: можно ли говорить об успехе «Умного голосования» Навального?

Единый день голосования стал успехом для власти

Forbes
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть вторая Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть вторая

Маршруты для идеального путешествия по Москве. Продолжение

Культура.РФ
Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Яжемать: боль, гнев и любовь Яжемать: боль, гнев и любовь

Что за женщина скрывается за громким названием "яжемать"

Psychologies
На маленьком плацу На маленьком плацу

Как один лейтенант довел целую империю до политического кризиса

Weekend
Наблюдаемое количество гравитационных линз на порядок превысило прогноз симуляций Наблюдаемое количество гравитационных линз на порядок превысило прогноз симуляций

Общепринятые представления о свойствах темной материи отныне под сомнением

N+1
Василий Ян Василий Ян

Василий Ян глазами Дмитрия Быкова

Дилетант
«Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории» «Внутренний рассказчик. Как наука о мозге помогает сочинять захватывающие истории»

Фрагмент из книги «Внутренний рассказчик»

N+1
На всех парах На всех парах

О создании первой самоходной машины на паровом двигателе

Наука и жизнь
Джентльмен-драйвер Джентльмен-драйвер

Интервью с бизнесменом, который выступает в Российской серии кольцевых гонок

Robb Report
Эдвард Сноуден. Личное дело Эдвард Сноуден. Личное дело

Мемуары Эдварда Сноудена, скандально известного разоблачителя

kiozk originals
Вароша — застывший во времени «город-призрак» на Кипре Вароша — застывший во времени «город-призрак» на Кипре

А ведь когда-то он был одним из самых популярных курортов в мире

Maxim
Свердловчане не сдаются Свердловчане не сдаются

Сергей Светлаков давно пустился в самостоятельное плавание

OK!
Комик и актер Адам Коновер: о том, почему удовольствие — хреновая штука Комик и актер Адам Коновер: о том, почему удовольствие — хреновая штука

Как сделать так, чтобы жизнь стоила того, чтобы жить?

Playboy
Берингово море потеряло рекордное количество зимнего льда за последние 5,5 тысячи лет Берингово море потеряло рекордное количество зимнего льда за последние 5,5 тысячи лет

В течение следующих десятилетий, зимний лед может вообще полностью исчезнуть

N+1
Трафик Трафик

Психология поведения на дорогах

kiozk originals
Под прицелами: снимки папарацци, которые едва не разрушили жизнь звезд Под прицелами: снимки папарацци, которые едва не разрушили жизнь звезд

Самые провокационные поступки папарацци

Cosmopolitan
Зубная фея Зубная фея

Эксперты о современных методах лечения неправильного прикуса

Vogue
Елена Ржевская: Геббельс. Портрет на фоне дневника Елена Ржевская: Геббельс. Портрет на фоне дневника

Отрывок из биографии главного политтехнолога Третьего Рейха — Йозефа Геббельса

СНОБ
Они легенды! Моника Беллуччи и другие звезды, в честь которых называли сумки Они легенды! Моника Беллуччи и другие звезды, в честь которых называли сумки

На создание этих моделей сумок дизайнеров вдохновили модницы и иконы стиля

Cosmopolitan
Правила жизни двоечников Правила жизни двоечников

Двоечники нужны, чтобы отличникам жилось лучше и учителя не путались

Esquire
Белые мужчины старше 40 лет: кто правит бал в Долине и к чему это приводит Белые мужчины старше 40 лет: кто правит бал в Долине и к чему это приводит

Управляющие венчурными фондами руководствуются отнюдь не запросами общества

Forbes
Гори, но не сгорай Гори, но не сгорай

Как пойти ва-банк, добиться успеха и наслаждаться жизнью без баланса

kiozk originals
Правила жизни Гая Ричи Правила жизни Гая Ричи

Гай Ричи: «У меня есть кличка. Но я вам ее ни за что не скажу.»

Esquire
Открыть в приложении