Искусство найма: как увеличить число разработчиков в 5 раз и снизить текучесть кадров
ИТ-отрасль растет, и рынок труда не поспевает за ней. Государство оценивает дефицит специалистов в 740 тысяч, бизнес говорит, что цифра доходит до миллиона. Особенно актуальна для компаний нехватка мидлов и сениоров. Компании вынуждены соревноваться за ценные кадры, и быстрый рекрутинг — один из способов привлечь хорошего кандидата. В частности, для этого применяют практику One day offer. Как она работает и каким образом с ее помощью получается нанимать лучших специалистов без лишних временных затрат, рассказывает директор по персоналу ИТ-компании «Киберпротект» Елена Калацей.
В чем проблема?
Сегодняшний ИТ-рынок в части наиболее квалифицированных кадров — это рынок кандидата. Одна из задач современного HR — привлечь внимание соискателя, предложить высококонкурентные условия и сделать так, чтобы выбранный кандидат принял предложение о работе. При этом профессионалы с большим бэкграундом в активном поиске работы находятся редко: они всегда востребованы, регулярно получают предложения и могут легко сменить место работы. Рекрутеры, которые привыкли только разбирать отклики, больше не востребованы на рынке, точно так же, как и компании, в которых процессы найма не соответствуют современным тенденциям.
Стандартный процесс найма в ИТ — долгий и стрессовый. Он состоит из нескольких этапов, которые в большинстве компаний могут длиться две-три недели, и включают в себя:
- изучение резюме и отклик HR;
- несколько этапов интервью;
- выполнение тестового задания;
- оффер/отказ.
Кроме того, в некоторых компаниях (в зависимости от отрасли, масштаба и специфики бизнеса) существуют и дополнительные мероприятия, которые являются обязательным требованием в процессе трудоустройства. Например, анкетирование, проверка службы безопасности, встреча с СЕO. А если вмешается человеческий фактор — условно, если нанимающий менеджер ушел на больничный, — то все затянется еще сильнее.
Скорость подбора — один из важнейших критериев успеха в рекрутинге в современных реалиях. Любая открытая вакансия так или иначе может привести к снижению эффективности компании, ведь каждый сотрудник отвечает за выполнение конкретных задач для достижения общей цели. Если вакансия не закрывается в течение продолжительного времени, это сильно сказывается на команде, так как работники устают от сверхнагрузок.
Помимо бизнеса, страдает и HR-бренд компании. Долгий и излишне бюрократизированный процесс найма характеризует компанию как несовременную и негибкую. Кандидаты могут делиться своими впечатлениями о процессе найма публично, в том числе в сети, в профессиональной среде: со временем круг специалистов, готовых принять предложение о собеседовании от такой компании, может сужаться.
Долгий процесс найма утомляет все стороны: кандидаты могут получить несколько параллельных предложений, HR устает ждать обратную связь от нанимающих менеджеров и организовывать новые этапы, а непосредственный руководитель вынужден распределять текущие задачи между уже работающими сотрудниками.
Что же можно предложить в таком случае?
Дорога к переменам: One day offer
Практика One day offer — оптимальный подход для нового времени, когда решения принимаются быстро, рынок высококонкурентен, а от компании ждут гибкости.
One day offer — это форма найма, в рамках которой соискателей проводят по всем этапам отбора за один день. При удачном исходе кандидат сразу получает предложение о работе. Практика может проводиться во время специального мероприятия в выходной день: такое практикуют, например, VK и Альфа-Банк. Но может стать и частью ежедневных процессов: так, в «Киберпротекте» концепция One day offer внедрена в рабочую практику и уже на протяжении трех лет позволяет компании справляться с наймом в режиме активного роста и масштабирования.
Сама методика появилась сравнительно давно — около десяти лет назад такой метод поиска начинающих специалистов использовали многие компании из разных сфер. К примеру, консалтинговые фирмы. Сейчас она стала пользоваться наибольшей популярностью среди рекрутеров в ИТ-сфере, где высокая конкуренция и быстрый темп развития технологий требовали максимально оперативных решений. Однако, несмотря на то что One day offer, как правило, используется крупными компаниями для отбора айтишников, сегодня механика применима к найму любых digital-специалистов: маркетологов, аналитиков, проджект-менеджеров и т. д.
Преимуществ у описываемой формы найма множество. Как минимум кандидаты не успевают потерять интерес к вакансии, как это иногда случается при классическом подходе. Но более детально о плюсах поговорим позже.
Как это бывает: примеры лидеров индустрии
One day offer может проводиться как онлайн, так и офлайн. Так, «Сбер» успешно реализовал эту практику в формате разового онлайн-мероприятия для найма Java-разработчиков. Сначала компания провела оценку потребности в специалистах и подготовила информационный лендинг, а рекрутеры провели рассылку на ресурсах поиска работы, форумах и в социальных сетях.