Инвесторы и экономисты ждут нового пузыря ИТ-компаний: чего они опасаются и почему крах доткомов вряд ли повторится
Одних специалистов беспокоят IPO-мания и высокая активность массовых инвесторов. Другие им возражают: до эйфории 2000 года ещё далеко, а интернет-компании сейчас более зрелые.
В начале октября известный инвестор и партнёр фонда Benchmark Билл Гёрли сравнил растущий интерес к технологическим компаниям на биржах с бумом 1999 года, который предшествовал лопнувшему пузырю доткомов. Тогда многие интернет-компании обанкротились, а инвесторы потеряли свои деньги.
Определённо, природа сегодняшних рынков весьма спекулятивная: [инвесторы] готовы брать на себя риски и с энтузиазмом участвовать в проектах, которые могут проявить себя через пять или десять лет. Мы не видели такого со времён 1999 года.Я не могу знать наверняка или предположить, что происходит и с чем это связано, но точно могу сказать: мы живём на очень спекулятивном технологическом рынке. Билл Гёрли, партнёр Benchmark
Инвесторы и экономисты последние несколько месяцев говорят, что ситуация на фондовых рынках напоминает пузырь. Их беспокоят бум на рынке IPO, растущая активность инвесторов-пользователей сервисов вроде Robinhood и перегретые акции крупных технологических компаний.
На фоне обсуждений нового пузыря рядовым инвесторам не совсем понятно, покупать или продавать акции.
IPO-мания на убыточные компании
Несмотря на пандемию и вызванный ею кризис, для рынка IPO 2020 год может стать самым успешным в истории. По объёму он уже близок к 1999 и 2000 годам, когда инвесторы лихорадочно вкладывали деньги в растущие интернет-компании, прежде чем их акции рухнули, пишет The Wall Street Journal.
По данным финансовой аналитической платформы Dealogic, за первые девять месяцев 2020 года через IPO в США компании привлекли почти $95 млрд — это больше показателей каждого года, начиная с 2000-го. Единственное исключение — 2014 год, когда через IPO привлекли $96 млрд.
С начала года на биржи США вышли более 235 компаний, больше было только в 2000 году — 439.
Особое внимание инвесторы уделяют облачным технологиям: из-за глобальной самоизоляции спрос на них вырос. Благодаря этому на биржу успешно вышли компании вроде JFrog, Unity Software и Sumo Logic.
Кульминацией стало IPO облачной компании Snowflake в середине сентября: в первый день торгов на бирже акции выросли более чем вдвое, а капитализация достигла $70 млрд.
Компания привлекла $3,4 млрд — с 2000 года не было IPO, которое привлекло бы более $1 млрд с ростом акций вдвое в день дебюта, отметил старший рыночный стратег инвесткомпании «Ренессанс Капитал» Мэтью Кеннеди.
Именно после IPO Snowflake вспомнили про пузырь интернет-компаний. «Шквал IPO и безумная скупка акций инвесторами — всё это классические признаки эйфории и пузыря, напоминающие предыдущее помешательство на интернет-компаниях. Мы знаем, чем тогда всё закончилось», — заявил экономист и основатель Rosenberg Research Дэвид Розенберг.
Когда технологический пузырь лопнул в 2000 году, индекс Nasdaq упал более чем на 80% за два года, а S&P 500 потерял примерно 50% своей стоимости, напомнил Розенберг. «К сожалению, многие пытаются объяснить, что на этот раз всё по-другому. Но качество компаний, похоже, не лучше, чем было 20 лет назад», — заключил экономист.
Взгляните на показатели этих компаний: их выручку и отсутствие прибыли. И взгляните на торги: реакция в первый день или первую неделю торгов очень похожа на то, что мы видели в 1999–2000 годы. Достаточно сказать: «Мы работаем в облаке» или «У нас есть облачные решения», и внезапно компания получает гигантские оценки. Так уже было в 99-м: «Я работаю в интернете, в названии компании есть.com». О, тогда ты стоишь гораздо больше!