Инцест, абьюз, сексуальное насилие: почему так трудно вспоминать детские травмы
Те, кто в детстве пережили домогательства или насилие со стороны родителей, учителей, друзей семьи, зачастую молчат о произошедшем. Более того, нередко они забывают ужасные события — так психика адаптируется к тому, что трудно пережить. На примерах из фильмов рассказываем, как осознание произошедшего становится первым шагом к исцелению.
«Ученицы», подкаст о сексуализированном насилии в «Летней экологической школе», вновь привлек внимание к тому, как сложно бывает говорить о подобном опыте. Подбирать слова, находить этому название — все это требует критического мышления и понимания контекста. У детей его нет: они наивны и доверчивы. Они всегда в поиске внимания и одобрения, им сложно распознавать контекст. Поэтому зачастую насилие описывают словами, которые прямо противоположны по значению.
«Лолита заговорила» — эта мысль раз за разом повторялась в рецензиях на книгу Кейт Рассел «Моя темная Ванесса». Долорес Гейз, главная героиня романа Владимира Набокова «Лолита», лишена голоса: ее историю рассказывает читателю Гумберт Гумберт. Кейт Рассел дает Ванессе высказаться, но слушать ее тяжело. Героиня уверенно рассказывает о том, как страсть к ней сломала взрослого мужчину. Она переполнена виной и сбита с толку: годы спустя Ванесса все еще верит, что то, что сделал с ней Стрейн, было продиктовано любовью.
На момент событий ей 15 лет, и она ученица престижной частной школы, ему за 40, он преподает литературу. В этом союзе не может быть равенства.
Отношения насилия и власти
«Я его соблазнила» — говорит Лора, героиня сериала «Пациенты» (снимается с 2008 г.), описывая первое лето после смерти матери на ранчо друга семьи. Психолог Пол Уэстон впервые слышит об этом спустя более года работы с пациенткой. Перед ним сидит умная, хорошо образованная женщина 30 лет с томным бархатным голосом. Она красива, сексуальна, привлекательна и знает это, а еще она влюблена в своего 50-летнего терапевта. История эротического переноса заставляет Лору вспомнить драматические события, которые произошли с ней в 16 лет.
Потеряв мать, девочка вынуждена была ухаживать за отцом, который впал в депрессию после смерти супруги. Самой Лоре опереться не на кого. После совместно проведенного лета на ранчо друг семьи все чаще начинает заезжать в гости, оставаться на ночь. Отец не замечает очевидного, а девочка остается без защиты. «Смотри, что ты со мной делаешь», — говорит в один из таких вечеров взрослый мужчина, демонстрируя Лоре свое возбуждение. С этого момента ответственность за происходящее переходит к ней.
Для ребенка, потерявшего опору под ногами из-за семейной трагедии, такая безграничная власть над взрослым мужчиной может восприниматься как сила, способность хоть что-то контролировать. Искала ли Лора такого всемогущества? Нет, она искала поддержки и эмоциональной близости. В 30 лет она все еще верит, что полностью ответственна за решения взрослого мужчины.
«Я тебя уничтожу»
Фраза, которая вызывает у 15-летней Ванессы мурашки: профессор Стрейн полностью уязвим перед ней, он не владеет собой от любви, она властвует над ним полностью. Для девочки-подростка не очевидно, что это манипуляция, которая очень дорого ей обойдется. Теперь Ванесса не просто ответственна и виновата в его моральном падении, отныне это ее природа — темная, порочная. Она уничтожает, порабощает Стрейна. Он предупредил ее, и она согласилась.