Год Нисанов — РБК
«Король недвижимости» Год Нисанов ведет бизнес в партнерстве с родственниками, но считает, что сразу допускать детей к управлению нельзя. Каким будет «Олимпийский», где откроют новое «Депо» и парк Ferrari World, он рассказал РБК

«Детям нельзя сразу давать большой кусок и красивое кресло»
— Как устроена система управления и владения «Киевской площадью»? Проектов много, и если смотреть на формальную структуру владения, в учредителях много фамилий. Кто это?
— Мы с моими деловыми партнерами Зарахом Илиевым и Ильгамом Рагимовым занимаемся в группе стратегическим управлением. Учредителями компаний выступают наши родственники. Но они принимают участие и в операционном управлении активами. Например, мой старший брат Лев занимается управлением «Европейским».
— Вы своих детей к бизнесу привлекаете?
— У нас говорят так: если родители работают, а дети только получают от жизни удовольствие, то внуки будут получать милостыню. Я своим сыновьям сказал: «Вы же не хотите, чтобы мои внуки просили милостыню, поэтому будьте добры, сами занимайтесь, а мы будем помогать и поддерживать».
— Но дети могут сказать: «Папа, слушай, я не хочу в твоем бизнесе участвовать, я хочу свой бизнес».
— Они так и поступают. Например, «Депо» (гастрономический квартал в Москве, открыт в марте 2019-го. — РБК) — это идея Влада (Владислав Юсупов, двоюродный брат Нисанова. — РБК). Он опытный и профессиональный менеджер, получивший образование в Америке. Рестораны Erwin, «Шеф» и многие другие возле гостиницы «Украина» — это идеи детей и племянников. Детям нельзя сразу давать большой кусок и красивое кресло, чтобы они пришли, сели и стали командовать. Они должны «снизу» все изучить, начиная с покупки продуктов для ресторана, общения с персоналом, приема людей на работу. Совершить собственные ошибки и научиться думать.
— Есть какая-то цена ошибки, после которой, несмотря на то что это ваш сын или племянник, вы отстраните его от бизнеса?
— Ошибки неизбежны, от них никто не застрахован. Когда дети ошибаются, надо объяснять, что не так и почему. Бывает, я могу отстранить их от управления до определенного момента, пока не выясню всех деталей.
— Такой подход требует безусловного доверия.
— Между нами есть доверие и взаимопонимание. Не было бы доверия, ничего бы не получалось.
Из чего состоит бизнес Нисанова и его партнеров
Нисанов — председатель совета директоров OOO «Киевская площадь». Активами «Киевской площади» принято называть все проекты бизнесмена и его партнеров. Уже много лет группа и ее владельцы носят статус «короли российской недвижимости»: по оценке Forbes, их доход от аренды в прошлом году составил $1,565 млрд. Среди основных активов группы — ТРЦ «Европейский», Radisson Collection Hotel (бывшая гостиница «Украина»), агрокластер «Фуд Сити», СК «Олимпийский», мебельный центр «Гранд», гастрономический квартал «Депо», дом-книжка на Новом Арбате, гостиничный комплекс в Зарядье и пр.
— Есть расхожее мнение, что родственников и друзей на работу лучше не брать.
— На самом деле это не прописная истина. История знает массу примеров успешных семейных компаний, существующих веками, наподобие американской Walmart или немецкой Schwartz Group. Или тех же грандиозных проектов, затеянных друзьями по студенческой скамье, типа Google или Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). У нас в группе работает более 23 тыс. человек. И поверьте, далеко не все они мои одноклассники или родственники.
Вышли в «Депо»
С идеей проекта гастрономического квартала «Депо» в Москве на месте Миусского трамвайного парка, по словам Нисанова, к нему пришел Владислав Юсупов. «Честно говоря, мы не рассчитывали, что будет столько народу: наш прогноз был на 3 тыс. человек в рабочий день и максимум 10 тыс. в выходной, — рассказывает бизнесмен. — Но уже в мае в выходной бывало больше 30 тыс. человек, летом будет гораздо больше». В выборе арендаторов ориентировались на «молодых рестораторов». «Посмотрев, как идет работа в «Депо», мы даже будем корректировать работу в «Европейском», — анонсирует Нисанов и приводит пример: «В «Депо» есть кафе вьетнамской кухни, где все время стоят очереди. Мне было интересно: на сколько они торгуют там? Оказалось, что их месячный оборот сравним с оборотом крупного ресторана при среднем чеке 500 руб.». Группа рассчитывала увеличить количество мест за счет веранд на летний период (внутренний зал — 3,5 тыс. мест), но от этой идеи пришлось отказаться из-за пожеланий местных жителей. «Для работы с местными жителями мы создали рабочую группу. Когда стало понятно, что из-за веранд люди будут чувствовать себя некомфортно, мы отказались от этого», — поясняет Нисанов.

По словам бизнесмена, компания сейчас рассматривает новые площадки для тиражирования концепции. В частности, группа смотрит на объекты в районе трех вокзалов и на Пятницкой. При этом в районе вокзалов кроме ресторанной зоны рассматривается возможность создать и офисную составляющую. «Есть идея собрать там молодых специалистов и сделать некий офис для них типа коворкинга, — рассказывает Нисанов. — Если они будут работать в одном месте, то смогут более конструктивно общаться, это даст синергетический эффект».
«Все идеи и решения принимаем мы сами»
— Как в периметр интереса группы попадают новые проекты и как принимается решение об их реализации? Хотя профиль у группы один — строительство и управление недвижимостью, но проекты по сути разные: торговые центры, гостиницы, океанариумы, фуд-моллы.
— Все идеи и решения принимаем мы сами. К сожалению, у нас еще не было опыта, чтобы кто-то пришел к нам с какой-то уникальной идеей и мы бы смогли в нее включиться.
Объясню на примере «Олимпийского». Два года назад ко мне обратились представители структур, владевших спорткомплексом на тот момент (предыдущим владельцем комплекса считается бизнесмен Муса Бажаев, хотя сам он никогда официально этого не подтверждал. —