Сергей и Дмитрий Хотимские создали четвертый по размеру активов частный банк

ForbesБизнес

Собрать совком

С помощью друзей и партнеров братья Сергей и Дмитрий Хотимские создали четвертый в России по размеру активов частный банк.

Текст Дмитрий Яковенко
Фото Иван Куринной для Forbes

Член наблюдательного совета Совкомбанка Дмитрий Хотимский

Порог роскошного кабинета с видом на небоскребы Москва-Сити переступил высокий человек в яркой оранжевой толстовке. Через несколько минут он с явной неохотой ушел переодеваться — для съемки нужен пиджак. Дмитрий Хотимский вместе с младшим братом Сергеем управляет Совкомбанком, одним из крупнейших в стране, но костюм не носил уже несколько лет. Он больше похож не на банкира, а на погруженного в себя математика. Совкомбанк уверенно чувствует себя в кризис. После того как в 2017 году один за другим отправились на санацию в Фонд консолидации банковского сектора «ФК Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк, Совкомбанк с активами на 661 млрд рублей оказался четвертым по размеру частным банком в стране. Хотимские уверены, что практически каждый крах частного банка связан с тем, что акционеры увлекаются кредитованием собственных проектов. В Совкомбанке с этим строго. «Во всем мире, кроме России, есть простая аксиома: выдача кредитов акционерам или подконтрольным им предприятиям — это то же самое, что и дивиденды, — рассуждает Дмитрий Хотимский. — Нет разницы, вложил я свои деньги в свое предприятие напрямую или же сначала завел средства в банк и сразу же забрал их под видом кредита. Мы исходим из этого принципа. Сейчас у нас нет возможности выплачивать себе дивиденды, потому что мы развиваемся. Соответственно, кредиты акционерам не выдаются». У банка есть важная особенность. У братьев Хотимских никогда не было контрольного пакета, сейчас им принадлежит 38% банка, остальные доли распределены между 14 акционерами, среди которых топ-менеджеры банка и старые друзья.

Банк друзей

В марте 2000 года посетители только открывшегося первого московского мультиплекса «Каро» смотрели на большом экране, как хорошо выпивший на охоте адмирал с кортиком наголо гоняется по кустам за изображающим кабана грузным солдатом по кличке Бомба. Фильм назывался «ДМБ», публика была от него в восторге: только на продаже кассет студия «Полигон» заработала порядка $300 000, вложив в съемки и рекламу $120 000. Для 22-летнего совладельца «Полигона» Сергея Хотимского это был оглушительный успех. И он решил экранизировать роман Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Позже писатель вспоминал, что был в шоке от предложенного слогана «Питер — бандитский, а Москва-то — вампирская». В итоге права на «Ночной дозор» достались ОРТ, а Хотимский, потеряв деньги на нескольких неудачных фильмах, таких как, например, «Теория запоя», к середине 2000-х отошел от кинематографа.

Ему было чем заняться. Еще в 2001 году Хотимский вместе с друзьями Василием и Михаилом Клюкиными, окончившими Финансовую академию при правительстве РФ, задумались о покупке банка. Василий Клюкин рассказывает, что они, поработав наемными менеджерами в нескольких банках, захотели самостоятельности. Хотимский вспоминает, что поначалу речь шла о незамысловатой сделке: купить небольшой банк за $300 000, перевести его в Москву, получить валютную лицензию и продать за $1 млн. Такой банк нашелся в костромской области — партнеры приобрели БуйКомБанк с лицензией, но практически без активов. После покупки его переименовали в Совкомбанк, что, по мнению друзей, для клиентов должно было олицетворять солидность и надежность.

Вокруг банка сформировалась дружная компания из выпускников все той же Финансовой академии, многие из них, став предпринимателями, приходили в банк как клиенты или даже покупали в нем долю. Каждый акционер получал равные права при принятии решений кредитным комитетом. И эта особенность сохранилась в банке до сих пор.

Василий Клюкин вспоминает, что над привлечением клиентов Совкомбанк работал по схемам сетевого маркетинга: «К нам вели все новых и новых клиентов — в том числе сами клиенты. Нам тащили кучу идей, проектов, на которых можно было заработать, зная, что мы всегда делимся своей прибылью».

Один из клиентов как-то предложил владельцам Совкомбанка встретиться с представителями голландско-израильской инвестиционной группы Kardan. Было лето 2007 года, и Василий Клюкин пришел на встречу в шортах. Он выяснил, что Kardan управляет активами в финансах, недвижимости и инфраструктурном строительстве по всему миру на €3,4 млрд, а в Сибири группе принадлежит кредитная сеть АРКА с большим количеством точек продаж (около тысячи). «АРКА работала с 15 банками, — вспоминает Сергей Хотимский. — Она получала большую комиссию, но при этом брала на себя весь риск. И в какой-то момент они захотели построить свой собственный банк». АРКА и так, по сути, была банком и, привлекая деньги у других банков под 18–20% годовых, выдавала их физическим лицам мелкими кредитами под 30–36% годовых, рассказывает Клюкин. Хотимский с партнерами искали тогда возможности для дальнейшего роста — Совкомбанк оставался малозаметным региональным банком и не выдерживал конкуренции с крупными игроками.

Стороны ударили по рукам и начали строить розничный банк. Дочерняя структура Kardan TBIF (объединяла активы в банковской сфере и управлении активами) получила в нем 50%, внеся 100% АРКА и около $65 млн наличными, Хотимский, Клюкины и партнеры оформили свои доли через нидерландскую SovCo Capital Partners. Вскоре, рассказывает Хотимский, оказалось, что ожидания не совпадают с реальностью, а менеджмент АКРА ничего не понимает в банковских рисках: «В 2008 году мы потеряли порядка $50 млн, половину капитала, и решили, что надо выстраивать собственные компетенции». Банк снизил ставку по вкладам, резко увеличив маржу. К середине 2009 года Совкомбанк нанял команду из Ситибанка, выгнал всех «гениальных математиков» и уже к IV кварталу вышел в плюс по рознице.

Вскоре сформировалась и концепция банка для пожилых лиц — оказалось, что именно они являются самыми ответственными плательщиками. В соответствии с этой концепцией Совкомбанк начал активно открывать точки продаж в небольших городах, где конкуренцию ему составлял только Сбербанк, в большинстве случаев работавший по укороченному графику. К 2009 году сеть Совкома состояла из 150 допофисов и 600 точек продаж в 24 регионах. Все это время TBIF оставался равноправным партнером Хотимских.

Вспоминая о тех временах, Сергей Хотимский говорит, что у банка был и другой путь развития: «Можно было сделать девелоперскую компанию — на тот момент каждый официант в Москве был девелопером, но нам было страшно». Впрочем, в стороне от большой стройки банк не остался.

У основателя Совкомбанка Сергея Хотимского никогда не было контрольного пакета акций

Обаяние небоскребов

Небо над калифорнийской пустыней Мохаве озарила короткая вспышка, когда суборбитальный корабль SpaceShipTwo, проводивший испытательный полет в октябре 2014 года, отделился от платформы-носителя и начал набирать скорость, но уже через несколько секунд он распался в небе на несколько частей. Одному из пилотов удалось катапультироваться, тело второго пришлось извлекать из-под обломков.

Вскоре компания Virgin Galactic миллиардера Ричарда Брэнсона, которой принадлежал корабль, прислала на почту Василия Клюкина сообщение о трагедии. Для Клюкина это была шокирующая новость — через несколько месяцев он сам должен был стать пассажиром SpaceShipTwo. Путевку в космос бизнесмен купил у Virgin за €1,2 млн на благотворительном аукционе за полтора года до трагедии. Компанию ему должен был составить актер Леонардо Ди Каприо, но после катастрофы мечты о космическом путешествии пришлось отложить. К тому времени Клюкин уже перебрался из России в Монако, писал книги и создавал на бумаге проекты фантастических небоскребов. От управления Совкомбанком он отошел вскоре после сделки с Kardan, занявшись вместе с братом недвижимостью. Операционное управление взяли в свои руки Сергей Хотимский и Дмитрий Гусев, еще один выпускник Финансовой академии, пришедший в банк в 2007 году из Deloitte. А Клюкин вместе с братом начал создавать фонд недвижимости, в том числе для клиентов и акционеров Совкомбанка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Московский RER Московский RER

Как развивался предшественник столичного наземного метро

Forbes
Намибия. Соль земли Намибия. Соль земли

Мы использовали Land Cruiser Prado по его прямому назначению в Намибии

АвтоМир
Дмитрий Нагиев Дмитрий Нагиев

Дмитрий Нагиев о том, как не растерять талант драматический и человеческий

Psychologies
Чисто сработал Чисто сработал

Интерьер квартиры в Нью-Йорке в стиле современной классики

AD
Еще одна компания на «А» Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

Forbes
Масло масляное Масло масляное

Насладиться вкусом, получить пользу

Лиза
Почему бы и нет: какие тренды женской моды не менее актуальны и для мужчин Почему бы и нет: какие тренды женской моды не менее актуальны и для мужчин

Доверьтесь нам в вопросе модных тенденций

Esquire
Формирование Формирование

Работы Тараса Левко монолитные, цельные, без декора и других «глупостей»

Seasons of life
Renault Kangoo. На конвейере с 2008 года Renault Kangoo. На конвейере с 2008 года

Стоит ли искать подобный автомобиль на отечественном вторичном рынке

АвтоМир
Путин против всех: какой сигнал президент дал странам Запада Путин против всех: какой сигнал президент дал странам Запада

В ближайшие 6 лет внешняя политика России будет самодостаточной

Forbes
Одежный партнер Одежный партнер

Торговля готовым платьем изменила не только облик, но и экономику России

Forbes
Любовь к четырем апельсинам Любовь к четырем апельсинам

О булочках, которые снимают ментальный груз

Огонёк
Котлета из пробирки. Может ли вегетарианец есть мясо? Котлета из пробирки. Может ли вегетарианец есть мясо?

Как ученые научились выращивать мясо в лаборатории

СНОБ
Гормоны эволюции: роль щитовидной железы Гормоны эволюции: роль щитовидной железы

Один из самых важных гормонов в истории всего живого

Популярная механика
Певица Гречка: Певица Гречка:

История Насти Ивановой достойна того, чтобы быть снятой в сериале «Винил»

Esquire
На лезвии славы На лезвии славы

Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев выступили на своей третьей Олимпиаде

OK!
Девушка-альбинос из шоу «Холостяк» — о борьбе с раком: «Боялась жить уродом» Девушка-альбинос из шоу «Холостяк» — о борьбе с раком: «Боялась жить уродом»

Алисе 33 года, она - альбинос

Cosmopolitan
Американская мечта Американская мечта

Жилая резиденция в Москве — воплощенная мечта любителей американского стиля

AD
Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды Новый Poiret: все о возрождении одного из старейших Домов моды

Сможет ли Poiret вернуть былую славу?

Vogue
Кто эта леди? Кто эта леди?

Молодая звезда Сирша Ронан, похоже, созрела для своего первого «Оскара»

Glamour
Полная незанятость Полная незанятость

Откуда взялись два миллиона нигде не учащихся и не работающих молодых граждан

Огонёк
Венский салон в Москве Венский салон в Москве

На один вечер Венский дом на Плющихе погрузился в атмосферу высокого эстетизма

СНОБ
Салат “Весенний” Салат “Весенний”

Бельгийский замок в ярких весенних оттенках от дизайнера Жеральда Ватле

AD
7 причин заняться балетом во взрослом возрасте 7 причин заняться балетом во взрослом возрасте

Многие девочки мечтают стать балеринами, но реализуют это желание единицы

Psychologies
Богатство выбора. Самые состоятельные конкуренты Владимира Путина Богатство выбора. Самые состоятельные конкуренты Владимира Путина

18 марта в России проходят выборы президента

Forbes
Естественные дети Естественные дети

В чем особенности «естественного» подхода к воспитанию

Домашний Очаг
Иваново действо Иваново действо

Десятилетний дизайнер Иван Галантерник

Vogue
20 главных тенденций сезона осень-зима 2018 20 главных тенденций сезона осень-зима 2018

Тренды следующего сезона, в которых начинать разбираться советуем уже сейчас

Vogue
Старая Москва Старая Москва

Столичная трешка в самом центре города от декоратора Еленой Зуфаровой

AD
Как по-модному провести «весенние» праздничные выходные в Москве Как по-модному провести «весенние» праздничные выходные в Москве

На выставке Верещагина, во флоатинг-кушетке и с дюжиной устриц

Vogue
Открыть в приложении