Петр Романишин: «Сейчас важно делать шаги, видя 20-летний горизонт»
Генеральный директор группы компаний «Фанагория» рассказывает о планах, перспективах и принципах бизнеса одного из крупнейших производителей вина в России.
Каким был прошедший 2021 год для российской винной отрасли?
2021 год прошел под знаком нового закона «О виноградарстве и виноделии». Его вступление в силу было настолько масштабным событием, что отрасль до сих пор впитывает в себя его последствия. Вызванная им перестройка рынка была радикальной.
Только со временем система найдет новые точки равновесия. Рост спроса на виноград — естественная реакция рынка. Но мы не ожидали такого тектонического сдвига по ценам. Сказать, что они сильно изменились, — это все равно что ничего не сказать. Они изменились кардинально — от 100% до 300%, в зависимости от региона, категории и уровня качества.
Дальше такой стремительной динамики уже не будет — рынок ее просто не выдержит. Мы полагаем, что наступит стабилизация и в течение ряда лет (или десятилетий) с увеличением площадей, занятых виноградниками, российские цены войдут в баланс с мировыми. Цены на виноград вообще, но особенно — на виноград премиальный.
Но вы все же не ждете возврата к ценам уровня 2018–2019 годов?
Это невозможно, а надеяться можно только на то, что реалистично. Цена — это рыночная категория. Рынок изменился, и пока он не насытится виноградом (а это произойдет при увеличении посадок на 150–200%), цена не начнет падать. Мы еще не вполне ощутили влияние семилетнего разрешения на импорт коньячных спиртов. По мере приближения к точке, когда для производства дистиллятов можно будет использовать только отечественное сырье, имеет смысл ждать еще одной волны спроса на виноград… По объемам производства 2021 год был меньше 2020-го. В 2020 году на рынке еще присутствовало вино, ввезенное наливом, и его необходимо было бутилировать до вступления закона в силу. Те, у кого оставались запасы балка, усиленно разливали его по бутылкам и продавали.
На какие еще рыночные процессы повлиял новый закон?
Он изменил взгляд на оценку виноделия как бизнеса. Раньше виноделие было либо страстью людей, безнадежно влюбленных в вино, либо, к сожалению, это был бизнес маргиналов, рассчитывавших на фальсификацию и 50-копеечное преимущество в цене перед конкурентами. Сейчас, при текущих ценах на качественный виноград и дефиците бутилированного вина, виноделие становится привлекательным для вложения капитала.
Если не изменятся основные постулаты закона, то серьезные инвесторы, считающие уровень доходности в виноделии достаточным, а риски — оправданными, при правильном менеджменте могут рассчитывать на окупаемость инвестиций. В российском виноделии уже есть специалисты, готовые помочь инвестору составить грамотный бизнес-план. Пока же основные бенефициары нового закона даже не виноделы, а виноградари.
Как в условиях «тектонического сдвига» чувствовала себя «Фанагория»?
«Фанагория» на протяжении двух десятилетий инвестировала в собственные виноградники. Мы нарастили их площадь с 800 га до 3500 га и оказались готовы к вступлению в силу нового закона. Сейчас мы используем только российский виноград — свой собственный и тот, который закупаем у российских хозяйств.
Год был сложный, но по выручке и по прибыли мы не потеряли, так как в течение многих лет двигались по пути повышения качества. Очень отрадно, что на наши вина, с учетом их премиального позиционирования, есть спрос. В течение прошлого года мы это точно поняли. Мы успешно вывели на рынок несколько премиальных линеек. Кроме того, мы представили рынку наши семилетние игристые вина и планируем часть классических игристых вывести на рынок в возрасте 10 лет.
«Фанагория» возобновила производство натурального сортового виноградного сока, которым она была известна настолько, что наши соки с олимпийской символикой поставлялись еще на московскую Олимпиаду 1980 года. Мы также запустили на рынок масло из виноградной косточки. Доля соков и масла в объеме продаж составила уже около 1%.
Это первый шаг в направлении, которое нам очень импонирует. Нам принципиально важно создавать и продукты, не содержащие алкоголя.
Что сейчас представляет собой «Фанагория» с точки зрения структуры компании? Нет ли у вас планов выйти на IPO?
Мысли об этом есть, и, может быть, со временем они переформатируются в планы. Но в любом случае это не вопрос ближайшего года.
«Фанагория» — быстро растущая группа компаний. Нам стало интересно исследовать не только таманский терруар, и мы добавили в обойму нашего земельного банка два новых интересных виноградника.
Нам удалось найти землю с принципиально другим почвенным составом в предгорной зоне Анапского района, близ станицы Гостагаевской, и в 2022 году мы получим первый урожай с этого участка. Мы посадили там шесть сортов: каберне, саперави, красностоп, пино нуар, а также новые для нашего ассортимента сорта вионье и неббиоло.
Еще один новый виноградник, который вскоре войдет в плодоносящий возраст, расположен на 30 га на высоте 300 м над уровнем моря близ поселка Супсеха, в непосредственной близости от Анапы, с видом на Черное море. Уже через 3–4 года мы будем собирать там первый урожай. На этом терруаре тоже будут новые сорта, но пусть это останется предвкушением для ценителей.
Есть новости и у нашего бондарного производства: мы освоили выпуск высококачественных бочек из французского дуба, прошедшего естественную сушку во Франции.
Использование российских автохтонных сортов в последнее время стало предметом острой полемики. Каков ваш взгляд на этот вопрос?
Универсальным мерилом будет рынок, а самым справедливым арбитром — потребитель. Фанагорийская площадка дает самое короткое плечо для изучения этого вопроса — от подготовки саженцев до реакции покупателя в магазине. У нас и свой питомник, и более ста фирменных магазинов. Красностоп в последнее время подвергся странным гонениям. Ругать красностоп стало модным. Некорректно, на мой взгляд.